Танах

Невиим (пророки) и Ктувим (священные писания) вместе с пятикнижием составляют Танах – письменную Тору. Евреи считают эти книги священными, потому что они были написаны пророками или людьми с руах акодеш – духом святости. И все же они не столь святы, как Пятикнижие Моисея, с которым Б-г говорил “лицом к лицу” (Исход 33:11). Это означает, что в Пятикнижии слово Б-га зафиксировано более непосредственно, чем в других священных книгах. По этой причине евреи не кладут книги Невиим или Ктувим на Хумаш.
НЕВИИМ (КНИГИ ПРОРОКОВ)

Книги Иегошуа (Иошуа), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Самуил) и Мелахим (Царств) описывают историю еврейского народа после смерти Моисея. Они рассказывают о том, как евреи завоевали свою землю и поселились на ней, как они воевали с враждебными соседями и наконец установили монархию, избрав царя. В них описывается построение Храма, разделение на два царства (Израильское и Иудейское), изгнание народа Израиля в Ассирию, разрушение Храма и Вавилонское изгнание.

Хотя эти книги написаны как история народа, их основное содержание – религиозное учение. Они изображают воплощение в жизнь, историческую реализацию завета, о котором говорится во второй части Шма.

Писания пророков включают также три больших книги – Исайя, Иеремия и Ехезкиэль, вместе с двенадцатью малыми книгами других пророков, которые называют просто трей асар (двенадцать). Исайя жил во времена ассирийского нашествия и изгнания евреев Северного Царства. Иеремия и Ехезкиэль жили в то же время и оба они предсказали разрушение Иерусалима. Иеремия увидел его своими глазами; Ехезкиэль попал в изгнание в Вавилон перед разрушением и там пророчествовал о нем евреям. В этих книгах очень мало исторической информации; их цель – учить вере, справедливости и милосердию.
КТУВИМ (СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ)

Книги этого раздела довольно разнообразны. Эстер, Даниэль, Эзра и Нехемия описывают случившееся с евреями в период персидского владычества. Хроники обобщают историю Израиля. Как и исторические книги пророков, книги Ктувим описывают, как поведение евреев по отношению к Б-гу повлияло на историю народа. Книга Хроник (диврей аямим) также носит исторический характер, обобщая события от первого человека – Адама – до возвращения из Вавилонского изгнания.

Книга Псалмов (Теиллим) представляет собой собрание 150 хвалебных песен Б-гу. Большинство из них было написано Давидом; Талмуд называет и десять других авторов. Притчи дают совет о том, как жить достойно; они имеют форму набора кратких изречений.

Иов (Йов) – это история праведника, которого Б-г подверг испытаниям, посылая ему тяжелейшие страдания. Друзья Иова говорили, что он, должно быть, согрешил, чем и навлек на себя такие бедствия, но он утверждал, что это не так. Иов безропотно принял посланные ему испытания, и в конце концов Б-г говорил с ним и объяснил, что человек не может найти объяснение Его поступков. Один из важнейших выводов этой книги заключается в том, что страдание не обязательно является следствием греха.

Экклезиаст (Коэлет) – это рассуждение о смысле жизни. Он противопоставляет безграничную власть Б-га ограниченности человеческих возможностей. Рассмотрев различные земные соблазны, автор показывает их тщетность и приходит к следующему выводу: “Послушаем всему заключенье: Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся (суть) человека.”

Книга Рут рассказывает историю моавитянки, жившей в эпоху Судей. Она любила Б-га и выдержала бедность и испытания, чтобы присоединиться к еврейскому народу. Ее правнуком был царь Давид. Евреи считают, что Мессия будет потомком Рут.

Плач Иеремии (Эйха) – это самая печальная из книг Танаха. В ней Иеремия описывает разрушение Иерусалима и Первого Храма, о чем он предупреждал народ за много лет до этого. Трагедия описана здесь наглядными поэтическими образами, выражающими ужас народа и самого Иеремии.

Песнь Песней (Шир Аширим) кажется на первый взгляд поэмой о любви пастушки к пастуху. Однако евреи издавна видят в ней аллегорию взаимной любви Б-га и народа Израиля. Рабби Акива говорил: “если все книги Танаха священны, то Шир Аширим – это святая святых”.
ЧТЕНИЕ НЕВИИМ И КТУВИМ В СИНАГОГЕ

Евреи всегда читали Невиим и Ктувим, размышляли над ними, искали в них решения своих жизненных вопросов, так же как и в Пятикнижии Моисея. Однако некоторые фрагменты этих книг используются особым образом в б-гослужении. Так, фрагменты из книги Теиллим (Псалмы) входят в текст повседневной молитвы. Некоторые из псалмов читаются в определенных случаях. Например, 121 и 130 псалмы часто произносятся перед молитвой за больного. 91 псалом иногда произносят, прежде чем отправиться в путешествие. Фрагменты из Невиим читаются в синагоге в конце чтения Торы. Эти фрагменты называются афтарот (единственное число – афтара), что буквально означает “расставания”.
Книги Шир Аширим, Рут, Коэлет,Эстер и Эйха объединяются названием Хамеш Мегиллот (Пять свитков). Они читаются соответственно в праздники Песах, Шавуот, Суккот, Пурим, и Тиша б-Ав. В некоторых общинах Шир Аширим читается в пятницу перед наступлением Шаббата. Книга Ионы читается во второй половине дня в Йом Кипур (День Искупления), в день, когда евреи молятся о прощении своих грехов. Она рассказывает о пророке по имени Иона, который был послан в ассирийский город Ниневию. Жители его погрязли в грехах, но когда Иона предрек им, что Б-г уничтожит их, они вдруг осознали, как низко пали. Они искренне раскаялись, и Б-г простил их.

Close