Секты

Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.
В. И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь.»
Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».
В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»

Особенности употребления понятия

Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины “религиозные группы”, “религиозные организации”, “религиозные образования”, “религиозные течения”. Слово “секта” употребляется исключительно публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), практически всегда в уничижительном смысле.
Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.
Термин “Секта” не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ.

Происхождение понятия

Уже в латыни слово secta имело следующие значения:

1. путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
2. учение, направление, школа;
3. ересь, ложное учение;
4. шайка;

Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequi — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».
Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху.
Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины. Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.
После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Отличия от других типов религиозных организаций

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенности

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.
В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.
Существует постановление суда, гласящего, что слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.
Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.
Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

Вероучительные особенности

Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают, как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами, поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.
Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.
То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организации

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:
1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии
2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

Классические секты

Секта — религиозная группа или община, сформировавшая, как правило, в рамках определенной религии вокруг выдающегося лидера (пророка, проповедника, ….) или лидеров и склонная к отгораживанию от и противопоставлению себя исходной конфессии. Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации, отдельные религии, а то и входят в мейнстрим в своей деноминации (напр. хасидизм в иудаизме).
В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре выделяется присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.
Для сект характерны заметные вероучительные особенности, которые, как правило, рассматриваются остальной частью исходной религиозной группы как ложные. Поскольку секта возникает в течение короткого времени благодаря деятельности одного или нескольких человек изначально она является небольшой. Однако впоследствии она может развиться в крупное направление (деноминацию) в соответствующей религии или даже стать отдельной религией. В частности в начале своего возникновения сектами можно назвать многие религии, в том числе христианство (рассматривавшееся иудеями первого века как типичная секта), ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм.
К классическим сектам относятся также:
* мормоны (возникли в первой половине XIX века)
* муниты («Церковь объединения»)

Новые секты (Новые религиозные учения)

В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж.
Помимо сект, возникших на основе других религий (например, нео-индуизм или Аум Синрикё), и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты — сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма).

Иноязычные соответствия

Русскоязычная терминология религиозных групп заметно отличается от, например, англоязычной (см. например, Church-sect typology). В частности, понятию секта соответствует два термина: sect и cult, основным различием между которыми признается необязательность для cult отпочкования от другой религиозной группы и отсутствие призыва к очищению данного религиозного учения и возврата к исходным корням. Вместо этого cults наоборот основываются на новых откровениях, пророчествах и нетрадиционных или эзотерических знаниях. В последнее время для cults в широком смысле слова все чаще используется понятие New Religious Movements (NRM).
В то же время англ. sect часто используется по отношении к традиционным направлениям многих религий (например, основых течений ислама или христианства), что совершенно не свойственно русскому секта.

Понятие секты в буддизме

Употребление слова «секта» в сочинениях по буддизму имеет совершенно другой смысл, отличный от того, который имеет этот термин в современном христианстве. В современном христианстве «секта» рассматривается как некая группировка, отколовшаяся от основного религиозного направления и подвергшая ревизии догматические положения. Таким образом, в христианстве «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей понятие (организация сторонников определенной ереси).
С этой точки зрения в буддизме отсутствуют сектантские движения, так как любая школа, причислявшая себя к буддийскому учению, полностью разделяла основную доктрину – Четыре благородные истины. Поэтому в буддизме невозможно деление на ортодоксальные и еретические учения. Интеллектуальная свобода, присущая буддизму, позволяла в широких рамках трактовать религиозную доктрину и йогический опыт. А те течения, которые не разделяют Четыре благородные истины, буддийскими не считаются.
Период, предшествовавший письменной фиксации буддийского канона, интересен прежде всего тем, что уже на данном этапе в рамках единой буддийской духовной традиции оформляются первые школы и направления. В специальной научной литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово «секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики (тиртхики) — это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово Будды. Ермакова Т. В., Островская Е. П. «Классический буддизм».
В работах посвященных буддизму слово «секта» употребляется достаточно часто, не имеет негативный оттенок и означает самостоятельные течения в буддизме, то есть является аналогом слова «школа».
Одновременно, по отношению к синкретическим религиозным школам, использующим буддийскую терминологию, но искажающим принципиальные основы буддизма, употребляется термин «синкретическая секта» (или просто секта, но в смысле – синкретическая, а не буддийская).
Некоторые буддийские направления послужили основой для формирования синкретических сект. Школа цзин ту («Чистой земли»), основывавшая свою доктрину на вере в спасительное обетование будды Запада Амитабхи (кит. Амито-фо) и перерождение в счастливой «Чистой земле», дала рождение сектантской традиции «Белого лотоса» – байлянь-цзао. Духовная культура Китая. Энциклопедия. М., 2007 г., с. 264.

Современные синкретические секты, такие как Аум Синрикё, Фалуньгун и другие, являются продолжателями средневековых сект и имеют с ними много общего.
Основными источниками китайского сектантства являются буддизм и даосизм. Основатели сект, например, взяли на вооружение многие психофизические практики, присущие буддизму и даосизму, практики органично вплетаются в ткань учений и представляются их составной частью. Людмила Кравчук – Взаимодействие элитарной и народной культуры в Китае на примере средневековых сект.

Close