Религии древней Греции и Рима

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта оче’нь повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Сведения о древнейшей римской религии дошли до наших дней в передаче авторов, писавших о ней или ссылавшихся на нее в то время, когда большая часть ранних ее верований и установлений была уже забыта. Многое стало непонятным, имена богов, их функции, цель и смысл обрядов истолковывались под влиянием новых греко-римских идей, подстраивались под новые социально-политические потребности и философские доктрины. Истоки римской религии плохо прослеживаются в трудах великих пантификов, которые в более позднее время возглавляли римский культ. Эти пантифики часто были известными юристами. Профессиональное отношение их к общему духу римского права заставляло этих авторов истолковывать взаимоотношения людей с богами, порядок обращения к богам во всех возможных случаях с точки зрения юридической точности и аргументированности. Составленные жрецами книги — индигитаменты — строго регламентировали отношения людей и богов. Поздние христианские анторы смеялись над религией римлян, хотя судили о ней только по иидигитаментам, из которых следовало, что каждым моментом жизни человека, каждой стадией произрастания и созревания зерна ведали особые боги. Однако современные исследования древнеримской религии указывают на то, что такие сверхкошфетные божества не играли особой роли в живой народной религии.

По найденным надписям можно судить, что в древнеримской религии действительно было огромное количество богов. Однако данные, полученные путем изучения надписей и приписаваемого царю Нуме календаря с обозначением праздников и священнодействий и списка жреческих должностей, мало понятны, в современной пауке нет еще единого толкования этих источников.

Прежние исследователи самой важной чертой древнейшей римской религии считали отсутствие четкого представления о богах. Например, часто неясно, к какому полу относится то или иное божество, какое имя является основным для данного божества, а также то, что разнополые божества объединяются в пары, не связанные родственными или брачными узами. Часто в ранних источниках представление о божествах смешивается с представлением о неопределенных силах, присущих различным предметам и действиям— нумина (numina).

Иногда в религиеведении и у историкоп, изучающих древнейшую фазу развития римского общества, встречается представление о том, что у римлян не было аптропоморфизировапных богов, связанных между собой какими-то отношениями, а следовательно, не было и мифологии. Иногда древнейшую римскую религию называли полидемопизмом — особым восприятием мира, при котором он представляется полем дей ствия недифференцированных сил и соль.

Возможно, что постепенно из массы нумина стали выделяться древнейшие боги. Эти боги уже обладали индивидуальностью, набором функций и атрибутов, связывались какими-то отношениями с другими богами.

Однако эти теории впоследствии были опровергнуты. Современные ученые указывают, что нумина, которые якобы были древнейшими прообразами богов, не упоминаются в самых ранних дошедших до нас письменных памятниках, например в песне арвальских братьев и салнев, в формуле объявления войны, которую произносил глава коллегии, которая занималась международными отношениями, в эвокацио — заклинании, которое призывало божество врагов перейти на сторону римлян, а также в молитве, с которой римский полководец обращался к подземным богам, принося себя и неприятельское войско в жертву ради победы римлян. В более поздних источниках слово нумина могло обозначать и само божество, и понятие божественности, величия, могущества, волю бога, даже его функции. Поэтому термин нумипа применялся к сенату и императору, у некоторых авторов говорится, что один бог имеет много нумина.

Неясность в. том, к какому полу относится божество отразилось в обращениях к нему: «бог или богиня, муж или женщина». Древнейшее пастушеское божество Палее было и женского и мужского рода. Имя бога часто упоминалось с добавлением следующего обращения: «Бог такой-то, или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Часто древние божества как бы удваиваются, упоминаются в женском и мужском роде, например, Фавн и Фавна, Либер и Либе-ра, Шмона и Помои. Древние авторы пытались объяснить такую неясность тем, что, например, искупительная жертва для прекращения землетрясения приносится богу или богине, так. как неизвестно, какое именно божество трясет землю, поэтому, чтобы не ошибиться, лучше обращаться ко всем сразу. На Кипре имелось изображение бородатой Венеры, которая соединяла в себе мужское и женское начало. Вообще, гермафродитизм является достаточно распространенным явлением среди древнейших человеческих богов, которые часто представлялись носителями и мужского и женского начала.

Божества с неопределенным полом встречались не только в Риме, но это не было результатом неясных представлений о божестве. Скорее, такое представление вытекало из общих разным народам верований. Например, в древних крестьянских обрядах, относившихся к смене сезона, циклам земледельческих работ, плодородию земли, на церемониях и мужчины и жен-шипы, и девушки и пожилые женщины, и один человек и пара могли представлять духов деревьев, леса, хлеба, последнего снопа, весны, зимы. У германских народов очень долго сохранялся обычай выбирать короля и королеву .чая. В некоторых современных европейских языках сохранилось выражение «сажать месяц май», идущее от фаллических обрядов, призванных вызвать плодородие земли и богатый урожай.

Одним из древнейших римских богов, известных и у других италийских народов, был бог Янус. В довольно поздних источниках он упоминался как бог всякого начала, ему был поспящен .каждый первый день года и каждый первый день месяца. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Янус был богом входов и выходов, ворот и дверей, его храм отпирали во время войн и запирали в мирное время. Однако г: дошедших до нас песнях салиев, восходящих к очень древним именам, Янус был гораздо более высоким божеством. Его называли богом богов и добрым создателем, что указывает па то, что первоначально Янус был создателем .чира, На то, что этот бог когда-то был верховным божеством, указывает тот факт, что жрецом Януса, возглавлявшим культ, поначалу был царь, позднее, при Римской Республике, г ж называемый «царь священнодействий», а еще позднее великий лантифик. Когда мифология перестала быть живым, развивающимся мировоззрением, и общий интерес к ней постепенно утрачивался, трактовка образа Януса развивалась в лвух направлениях. Во-первых, он стал богом всякого начала, а во-вторых, почитался как первый царь предков латинов и римлян, который жил на холме Яникуле. По преданиям, он взял в соправители Сатурна, а тот в благодарность научил ДИКИХ людей земледелию и дал им начатки цивилизации.

Еще позднее, в мифофилософских построениях, Янус истолковывался как мир, как бог, который st;e формирует, всем правит, которому ведомо прошлое и буд/щее (об этом свидетельствуют известные изображения Януса с двумя лица- % ми, одно из которых обращено назад, а другое вперед). О Янусе говорится как о силе, заключенной во всех элементах и связующей их, как о создателе человеческого рода, заботящемся о том, чтобы род не иссяк.

Римский поэт Овидий собрал различные версии о Янусе. В них этот персонаж изображается как живший на Яникуле царь, во время правления которого везде был \.ир и справедливость; как бог, сдерживающий войну; бог входов и выходов, небесный привратник, посредник между людьми и богами, который передаст богам молитвы и просьбы людей; бог заключения союзов. Самый глобальный и философски осмысленный образ Януса — первобытный хаос, из которого выделились составляющие мир элементы и возник упорядоченный космос. При этом Янус, который первоначально существовал в виде бесформенного шара, стал богом, блюстителем мирового порядка, вращающим ось мира. В этом образе есть известное сходство с существующим у многих древних народов архаическим двуликим богом неба. Интересно, что сотворение мира и управление миропорядком связывалось именно с Янусом, а не с верховным богом Рима Юпитером. Самые древние изображения Януса представляют его в виде металлического свода — так видели тогда люди небо. Поздние храм Януса строился в виде покрытой бронзой двойной арки на колоннах, которая символизировала небо.

Еще одним древнейшим мифом, имевшим влияние на римскую мифологию, был миф о происхождении людей от деревьев. Так, существует рассказ о том, что в лесах на месте будущего Рима жили когда-то фавны, нимфы и племя людей, рожденных стволами крепкого дуба. Эти люди не знали никакой культуры, и именно нх обучал впоследствии земледелию Сатурн. Культ деревьев и особенно дуба играл у римлян огромную роль. Дуб был связан с Юпитером, альбанские и римские цари носили венки из дуба. Кроме того, все альбанские цари имели прозвище Сильвий — «лесовик». П.ари Лльбы и Рима были воплощением духа священного дуба, а так как дуб был связан с Юпитером, то и царь латин стал Юпитером Лати-арисом, почитавшимся в горном лесу. С Юпитером был связан также и бук, о чем говорит тот факт, что Юпитер Фагутал почитался s буковом лесу на холме Фнгуталс.

Культ отдельных рош позже был объединен в общий праздник Лукарий. Во время этого праздника в роще Деа Диа — «Богини богинь» — приносили жертвы Юпитеру, Янусу, Ларам, матери Ларов, Флоре, Весте. Это были искупительные жертвы в возмещение нарушения покоя леса. Любой человек, который собирался срубить дерево, также должен был принести искупительную жертву. Упоминается бог Лукарие» который охранял убежище Ромула между двумя рощами. В имениях почитались священные деревья, самые древние изображения бегов изготавливались из ветвей дерева. Рощи были посвящены древнейшим римско-италийским божествам — Фавну и Фавне, Пику, Карменте, Карне, Робиго, Деа Диа, Минерве. Одни из этих божеств со временем теряли часть функций или забывались, другие, оставаясь божествами, входили и в легендарную римскую историю как цари или их приближенные. Так, Кар мента была нимфой-пророчицей, которая еще почиталась как помощница при родах, помогавшая правильному развитию зародыша, и как покровительница детей. А римская история говорит о ней как о матери царя Евандра, который был союзником прославленного Энея.

Close