Религии древней Греции и Рима (продолжение. часть 5)

Животные должны были быть лучшего качества, без недостатков (eximiae). Юпитеру приносили молодых быков, Янусу – баранов, Церере и Сильвану – свиней, Марсу – свинью, овцу и вола (= Suovetaurilia) и т. д. Жертвоприношения сопровождались произнесением молитв, чему предшествовали обряды очищения; при священнодействии предписывалось строгое молчание: чтобы молящиеся не развлекались внешним шумом, tibicen во время жертвоприношения играл на трубе, а жрец покрывал голову (по другому мнению, жрец покрывал голову, чтобы не лицезреть грозного божества). Текст молитв был строго установлен понтификами; при произнесении их требовалась величайшая точность, так как пропуск хоть одного слова лишал обряд всякого значения. Поэтому произносящему молитву часто суфлировали или священнослужитель читал по написанному. В обыкновенных случаях обращения к богам, молитва произносилась тихо (mutae preces), при жертвоприношении она произносилась во всеуслышание. Молящийся должен был стоять прямо, повернувшись лицом к востоку (ко входу в храм), иногда воздевая руки или становясь на колени; при обращении с молитвой к Нептуну – протягивали руки к морю, призывая Цереру – касались рукой земли. При произнесении молитвы принято было держаться за алтарь, по окончании молитвы – прикладывать руку ко рту (adoratio, от or – рот), после чего делали обход вокруг алтаря и садились.
Публика, присутствовавшая при священнодействии, не входила в храм, а стояла у алтаря, pro fano (отсюда prof a ni). Если при совершении жертвоприношения была допущена неправильность, требовалось рiасulum (умилостивление). Жертвенное животное украшалось лентами и повязками (infulae, vittae); если оно убегало, то это считалось дурным предзнаменованием и приходилось заново начинать обряд; если оно покорно шло на заклание, то его консекрировали посредством immolatio, т. е. посыпали голову соленой мукой и поливали вином; иногда срезали кончики волос и бросали их в огонь.
После этого происходило заклание, способом, определенным особо для каждой категории животных. Убивали животных не жрецы, а особые прислужники (ministri, cultrarii, victimarii), которые тушу разрубали на части. Viscera (мясные части) предназначались для съедения, exta (внутренности) приносились в жертву и на них же гаруспики совершали свои гадания. Приготовление внутренностей для жертвоприношения требовало многих хлопот и совершалось разнообразно; обыкновенно жертвенные части варились или жарились и в виде приготовленного блюда приносились на алтарь. Жертвоприношения были просительные (hostiae honorariae) и умилостивительные (hostiae piaculares, hostiae animales). В последнем случае животное, которое заменило собой первоначальную человеческую жертву, сжигалось целиком или принималось в пищу жрецами, причем гадания по внутренностям не происходило.
Исключались только жертвоприношения, назначавшиеся по поводу продигий, и регулярные искупительные жертвоприношения, совершавшиеся Арвальскими братьями. Описанные обряды носили чисто Р. характер (ritus Romanus) и отличались от греческих обрядов (ritus Graecus), проникших в религиозную жизнь римлян наряду с другими заимствованиями. При совершении этих последних обрядов жрец стоял с непокрытой головой, увенчанный лавром; кроме того, греческий культ был в тесной связи с поэзией, музыкой и орхестикой, отсутствие которых, – если не считать гимнов Салиев и Арвальских братьев и игры на трубе при жертвоприношениях, – бросается в глаза в Р. культе. Греческая обрядовая сторона рельефнее всего выразилась в учреждении так называемых лектистерний и суппликаций.
Административное заведование Р. культом было вверено коллегии понтификов, греческим – коллегии XV-viri sacris faciundis (= Sacerdotes Sibyllini). Священные обряды, которые совершались от имени государства (s a cra publica), разделялись на две группы: такие, в которых участвовал народ (sacra popularia), и такие, которые происходили при участии магистратов и жрецов, священнодействовавших за спасение государства (sacra ero populo). Праздники, посвященные богам, назывались feriae и были или постоянные (f. stativae), или подвижные (f. conceptivae), или чрезвычайные (f. imperativae).
Так как Р. религия была очень консервативна, то календарь носил стереотипный характер, и перечень праздников, ведущих начало от глубокой древности, сохранился до времен империи. Частное лицо могло приносить жертвы при каком угодно храме, но через посредство жрецов, с уплатой за то известного налога. Из римских храмов одни имели своих жрецов, другие – не имели. К первым относится atrum Ve s tae, в котором весталки ежедневно справляли очередную службу, а также храмы иноземных богов, признанных государством: так, были sacerdos Cereris, sacerdotes Matris Magnae. В большинстве Р. храмов не было регулярной службы, за исключением обязательного праздника годовщины основания храма (natalis Dei); не было при них и причта, за исключением aedituus, наблюдавшего за чистотой храма и сохранявшего инвентарь и кассу. Aeditui назначались эдилами, на которых лежало заведование всеми храмами (cura templorum) в столице, и пользовались общественным почетом. Государственные жрецы (sacerdotes publicii или sacerdotes populi Romani) были не столько священнослужителями, сколько хранителями и экспертами сакрального права. Распоряжения, касавшиеся религиозных вопросов, исходили от государства (в лице сената), исполнителями воли которого были магистраты: жрецы только руководили действиями последних. Во время республики первостепенными жречествами были коллегии понтификов, авгуров; при Тиберии к ним присоединились Sodales Augustales.

Close