Религии древней Греции и Рима (продолжение. часть 2)

Центром фамильного культа был домашний очаг — Веста. Вся фамилия для принятия нищи собиралась вокруг очага, и любое принятие пищи носило священнодейственный характер, так как часть пищи всегда уделялась богам. Существовали и домашние божества — Пенаты, которые хранили дом в целом и вместилища продовольственных запасов.

Самым важным фамильным культом был культ Ларов, которые могли выступать как один фамильный Лар. Сейчас трудно установить, были ли первоначально Лары предками, душами людей, духами имения или же близкими к миру покойных хтоническими силами смерти и плодородия. Но к ним и к Пенатам обращались во всех важнейших случаях жизни — в момент вступления в брак, родоп, смерти, очищения фамилии. Лары всегда были связаны с местом, где люди чувствовали себя дома. Поэтому я дрезности не было строгого разделения между духами растительности, леса, дома. Само понятие фамилии включало и людей, и землю, и имущество. Поэтому Лары были связаны с домашним очагом, фамильной трапезой, деревьями и рощами в каждой усадьбе, которые также посвящались Ларам.

Принадлежность человека к фамилии давала ему определенные права и обязанности, которые длились, пока он участвовал в фамильных священнодействиях. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа. Новобрачная прощалась с Ларами фамилии отца, приносила им в жертву свои игрушки и украшения, а затем приносила в дар асе (монета) Ларам фамилии мужа.

Отправление культа. Ларов было непосредственной обязанностью главы фамилии. Это теснейшим образом связывалось с его правами владельца и дееспособностью. Наследник же главы фамилии, был ли он родственников или посторонним, обязательно отправлял сакра и нес все связанные с этим расходы. Впоследствии при дележе пмущеетт ему возмещались затраты.

Лары контролировали внутреннюю ЖИЭШ фамилии. Они следили за выполнением норм, регулирующих и упорядочивающих жизнь фамилии, соблюдение долга относительно детей, родителей, богов и родины. Злых и нечестивых, пренебрегающих своими обязанностями, Лары карами. Алтарь Лара находился возле домашнего очага. Если раб хотел спастись от гнева хозяина, он прибегал к алтарю. К домашним Ларам обращались в различных случаях и по различным поводам, как серьезным, так и мелким. Им приносили в жертву первые плоды, просили найти пропавшее, охранить членов фамилии, отправившихся путешествовать.

Кроме фамильных, были еще и Лары компитальные (ком-тштум — перекресток дорог). Этих Ларов почитали члены фамилий, чьи участки примыкали к дорогам. На перекрестке сооружали святилище, в котором делали стол эко отверстий, сколько было соседей. У этого святилища приносили жертвы Ларам, развешивали шары и кукол, изображавших свободных членов фамилий и рабов. Это должно было предотвратить смертные случаи. У святилища Ларои перекрестка справляли праздник Компитилий — праздник очищения и плодородия.

Кроме культа Ларон перекрестка были и другие культы соседских общин. На перекрестках проходили праздники богини Цереры, покровительницы земледелия, сопровождавшиеся песнями и криками; праздники Либера-Вакха, во время которых участники пели шуточные песни, качались на качелях, рядились в маски и совершали всякие угодные богам плодородия веселые непристойности», как писал римский автор Сервий Георгий. Был и праздник Терминалий — праздник хранителя нерушимости границ и добрососедских отношений Межсвсго камня, Термина. Соседи сообща принос или ему жертву и зажигали очистительные костры. На перекрестке трех дорог почиталась Геката Тривия, богиня колдовства» подземного мира, злых духов, насылавшая на людей безумие.

Более крупной общиной была община пага — долины, па которой располагалось несколько селений. Эта община имела своих богов и свои священнодействия. Самым важным была люстрация пага — ритуальный обход его границ, во время которого приносили жертвы Матери Земли и Цзрере. Культы пагов являются очень древними, и у римлян они сохранялись долго, несмотря на то что со временем земли Пагов перекраивали и приписывали их к разным городам.

Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. У Рима было свое священное лерепо — смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема. Смоковница была тесно связана с благополучием города, если какая-либо ветвь увядала, это считалось дурным предзнаменованием. На Капитолии рос священный луб, которому, по преданию, Ромул принес в жертву первое вооружение, снятое им с убитого военачальника врагов, посвятин его Юпитеру Феретрию. Па Ватиканском холме почитался священный каменный дуб. более древний, чем сам Рим. У Рима был свой священный очаг – Веста, который охраняли жрицы — весталки. Каждый год в первый день марта в святилище Весты с особыми церемониями зажигался новый огонь. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов. Главкой в этом единстве была гражданская община, и н древние времена верховным жрецом всегда был царь. Сохранился обычай, по которому раз в год весталки приходили к царю и призывали его к бдительности. Возможно, царь был верховным жрецом Весты, так же как глава фамилии — фамильного очага.

Общинной святыней гражданской общины были Пенаты, по преданию, привезенные из Трои Энеем. Они хранились в глубокой тайне, приближаться к ним могли только жрецы. Нельзя сказать, с какими богами их можно отождествить.

Один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.

В жилище царя находилось святилище Земли и там же помешался центр коллегии Арвальских братьев, в которую по легенде первоначально входили 11 братьев и 12-ый — Ромул. Ежегодно эта коллегия устраивала торжественный праздник в городе и в роще Деа Диа, который сопровождался очиститслъпим обходом границ, жертвоприношениями, ритуальной трапезой и различными состязаниями. Целью этого священнодействия было благополучие осей римской общины.

Тесно связан с общинным характером Древнего Рима бог Квирин, которого впоследствии отождествили с основателем города Ромулом. Первоначально это был бог сабинян, а римляне понимали его как другую ипостась воинственного Марса — Марса мирного, покоящегося. Имя Квирина восходит к тому же корню, что и слово курия (coviria — собрание мужей). Поэтому современные исследователи считают, что Квирин был богом народного собрания римлян. Есть упоминание о том, что перед храмом Квирина росли два священных мирта, один из которых олицетворял сенат, а другой -плебс. Объединялся Квирин также с Янусом. По легенде, царь Нума воздвиг храм Янусу Квирину, который символизировал связь войны и мира. Формула объявления войны содержала призыв к Янусу Квирину. В общем смысле связь этих двух богов отражала связь космического порядка с порядком римской общины.

Таким образом, наиболее значимые и древние римские культы были в основном культами общин — фамильной, соседской и гражданской. Боги и культы, господствовавшие в древнейшем Риме, были порождены общинным строем и долго сохранялись в некоторых провинциальных областях. Они были отправной точкой дальнейшего развития религии римского мира, эволюции всех областей жизни Древнего Рима, которые развивались с разной интенсивностью, но в одном направлении. Римская религия никогда не знала длительного периода стройного, упорядоченного существования, в отличие от религии Древней Греции. Но она интересна тем, что в ее культах сохранились отголоски очень старых представлений людей о мире.

Close