Религии древней Греции и Рима (продолжение. часть 1)

В Италии и Риме почитали фавнов, богов леса, защитников стад от волков, которые пророчествовали шумом листвы или предсказывали будущее людям, спавшим в лесу. По преданию, в день праздника фавнов — Фауналии — волки не смели трогать скот. Существовал еще один, очень древний праздник, связанный с культом Фавна. Это Луперкалии, праздник очищения и плодородия. В день его нагие юноши — луперки – бежали вокруг Палатина, стегая женщин ремнями из шкуры жертвенного козла. Этот обряд должен был сделать женщин плодовитыми, а также отогнать от стад волков.

Как священные почитались у римлян и некоторые травы. Марсу был посвящен грамен (гравилат), выросший из человеческий крови. Священной была вербена, росшая на Капитолийском холме, а также любой дерн, клавшийся перед жертвоприношением на алтарь.

Кроме культа леса, деревьев, трав у римлян существовал культ возвышенностей и камней. Ои этом говорит то, что одним из имен Юпитера было Lapis (камень). Клятва именем Юпитера Лаписа считалась особенно священной я нерушимой. Богиня женского культа, подлинное имя которой было табуированным, запретным, которая именовалась только Добрая богиня, также была каким-то образом связана со скалой.

Почитались водные источники, отдельные культы которых были объединены позже в едином культе бога Фонса. Ему был посвящен праздник Фонтаналий. В римских источниках говорится: «нет источника не священного.

Первобытные тотемические представления сохранились в культе некоторых животных. Почитался посвященный Марсу дятел, птица Юпитера — орел. Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. Ромула и Рема, по преданию, выкормила волчица. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера D TO, ЧТО некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви. Если полк переходил человеку дирогу с правой стороны, это пред-пещало необыкновенную удачу.

Многие мифы у первобытных народов связаны с инициацией – обрядом посвящения, перехода ребенка в категорию взрослых. У римлян сохранились только отголоски инициальных обрядов, когда мальчик, становясь взрослым, посвящал свою детскую буллу домашним Ларам и приносил жертву богине юности — Ювентас. После этого мальчик мог надевать мужскую тогу. Возможно, какие-то отдельные элементы инициации сохранились в обрядах луперкалии и в обычае приносить богине Мании в дар кукол. Мания когда-то была мрачной хтокической богиней, в жертву ей приносились дети.

Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. Интересно, что у римлян человеческие институты и установления первичны но отношению к божественным, религиозным. По преданиям, культ тех или иных богов устанавливался царями. Цари или жрецы указывали отдельным родам и фамилиям, как и каких богов они должны чтить и как отправлять фамильный культ. Пантифики руководили религиозной жизнью присоединившихся к Риму городов, они решали, какие культы оставлять городам, а какие переводить в Рим. Еще позже первые декурионы римских колонии решали, какие в колониях будут почитаться боги, какие праздники будут проводиться в их честь. Даже землевладельцы, имевшие з собственности села, устанавливали, какие празднества и состязания культового характера будут там проводиться. Все это свидетельствует о том, что в представлениях римлян религия была функцией коллективов.

Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились. Отголоском этого было предание об объединении культов римлян и сабинян, праздник Септимонтия, во время которого объединившиеся семь холмов, на которых стоит Рим, приносили семь жертв, а также другие праздники.

Боги, которые имели одинаковое имя или похожие функции, сливались, приобретали эпитеты и функции других, похожих по значению божеств. Поэтому главные боги римского пантеона имеют множество имен и эпитетов. Так, Юпитер почитался как бог света, бог неба и грозы, податель победы, хранитель границ, покровитель виноградников, гарант клятвы, А его эпитеты вобрали имена множества местных божеств: Луцетий (светлый или светоносный), Либер (виноградарь), Фругифер (плодоносящий), Дапалис (от священной трапезы — Да! [с, которую устраивал земледелец, моливший о хорошем урожае), Пенин (горный бог), Клитумн (бог реки Кли* тумн), Сумман (бог ночных молний).

Юнона, первоначально бывшая множеством богинь жен щин (существует указание, что у каждой женщины была своя Юнона, как у каждого мужчины – свой Гений), впоследствии стала крупной фигурой в римском пантеоне. Она была родо-вспомогательницей (Юнона Луцина), царицей (Популона), Ку-ритис (воинственная богиня, атрибутами которой были ко лесница и копье). Диана объединяла функции лесной богини, богини луны, родовспомогательницы. Фортуна богини-матери, кормилицы, предсказательницы, богини судьбы и счастливого случая. Геракл почитался как военный бог (Победитель, Непобедимый) и в таком качестве имел свою коллегию салиев, как и Марс. Но кроме того, он мог быть и богом при были, которому в Риме жертвовалась десятая часть торговой прибыли и военной добычи. После слияния сабинских и рим ских общин сабинская богиня Вакуна слилась с Церерой (богиня плодородия), Викторией (богиня победы), Минервой и Дианой

Таким образом, боги общин, вошедших в Рим, сливались, объединяли свои функции, становились общеримскими богами или же оставались местными божествами. А некоторые из них просто забывались.

В исторические времена Древнего Рима, от которых сохранилось достаточное количество письменных свидетельств, все священнодействия делились на частные, которые отправлялись отдельными родами или фамилиями и назывались сакра привата; следующими по количеству участников были сакра популярес, которые отправлялись различными общественными подразделениями граждан (например куриями); самыми массовыми были сакра публика, в отправлениях которых участвовал весь римский парод. Участие во всех разновидностях сакра было обусловлено не личным выбором, а причастностью человека к коллективу — фамилии, соседской, гражданской, профессиональной общине. Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Это были жена, сыновья и пнуки с их женами, незамужние дочери, рабы, зависимые клиенты. Имущество считалось собственностью главы фамилии, но его власть ограничивалась, с одной стороны, всем коллективом римских граждан, которые следили за тщательной обработкой земли и разумным обращением с имуществом и людьми, а с другой — наследниками, которые считались скрытыми совладельцами главу фамилии, и последний был обязан оставить им имущество не уменьшенным, а преумноженным. Кроме того, власть главы фамилии регулировалась святыми обязанностями яатрона по отношению к клиенту, а также мерами, которые смягчали власть господина над рабами. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.

В дальнейшем представление о Гениях расширилось и усложнилось. Гений мужчины олицетворял его способность к воспроизводству потомства и другие силы и возможности. В день рождения главы фамилии домашние приносили жертвы его Гению.

Close