Прогрессивный иудаизм

Прогрессивный иудаизм – движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй половине 19 в. главным центром движения становятся Соединенные Штаты Америки. В последние десятилетия реформизм находит сторонников и в Израиле.

История

Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, были эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.

«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Мозес Мендельсон, который сам соблюдал все религиозные заветы и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях (например, отсрочку погребения усопшего), но не в предписаниях еврейского религиозного канона Галаха. Мендельсон признавал, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения» и «злоупотребления», которые «омрачают ее сияние».

Первая формулировка идей реформизма содержится в книге немецкого еврейского писателя и мыслителя Шаула Ашера (1767—1822) «Левиафан, или О религии в отношении к еврейству» (немецкий язык, 1792), где утверждается, в противоположность Мендельсону, что своеобразие иудаизма заключается не в практических предписаниях, но в специфическом мировоззрении, которое автор свел к 13 догматам, соответствующим 13 принципам веры, сформулированным Маймонидом. Хотя, по мнению Ашера, откровение иудаизма было дано, прежде всего, в виде кодекса законов, однако цель религиозного закона — разъяснить заложенный в нем философский смысл. Эти взгляды привели Ашера к мысли о необходимости религиозных реформ, обусловленных социальными изменениями в жизни евреев.

Первая практическая реформа литургии была осуществлена в 1796 г. в Амстердаме, где община «Адат Иешурун» изъяла из молитвенника часть пиютов и ввела проповедь на голландском языке.

XIX век

Подлинным центром реформизма стала Германия. Видную роль в реформистском движении сыграл филантроп И. Якобсон (1768—1828). В 1801 г. он основал в городе Зезен (Брауншвейг) школу для бедных еврейских детей, где, наряду со светскими предметами, преподавались основы религии, и где совершалась синагогальная служба, в которую были включены проповеди и гимны на немецком языке. Эту службу посещали и взрослые, постепенно привыкшие к употреблению немецкого языка в литургии. Якобсон приветствовал Наполеона как освободителя евреев. После того как Брауншвейг был занят французами и превращен в часть Вестфальского королевства (1807), Якобсон стал председателем консистории, созданной собранием еврейских нотаблей в Касселе (1808) по образцу французских. Он основал в Касселе синагогу по типу Зезенской, где литургия совершалась частично на иврите и на немецком языке; по-немецки же читались проповеди и пелись гимны. В 1810 г. вестфальская консистория опубликовала новый устав синагогальной службы, в котором подчеркивалось значение возвышенного душевного настроя и отменялись противоречившие этому обычаи (например, трещотки в Пурим и т. п.). Члены консистории утверждали, что все эти нововведения не противоречат духу Талмуда. Якобсон на собственные средства построил в 1810 г. в Зезене «храм» («темпель»), при торжественном открытии которого, сопровождавшемся колокольным звоном, вел службу, облаченный в одеяние протестантского пастора. Под аккомпанемент органа хор учеников еврейской школы пел гимны на немецком языке.

После поражения Наполеона все созданные французами учреждения, в том числе еврейская консистория, были ликвидированы. Якобсон переселился в Берлин, где открыл молитвенный дом с органом, хором, пением гимнов и проповедью на немецком языке (1815). Позднее эта синагога была переведена в более просторное помещение в доме банкира Я. Х. Бера (отца композитора Дж. Мейербера). Там выступали с проповедями Л. Цунц и Э. Клей (1789—1867). Берлинские власти закрыли эти синагоги в 1817 г. по настоянию еврейских ортодоксальных кругов. В 1823 г. был издан специальный декрет, по которому еврейское богослужение должно совершаться впредь «согласно традиционному обряду, без каких-либо нововведений в языке, церемониале, молитвах и гимнах».

В 1818 г. друг и последователь Якобсона Э. Клей переехал в Гамбург, где основал храм, подобный берлинскому. В реформе литургии гамбургская община пошла дальше берлинской, введя некоторые изменения в самый текст молитв. В 1819 г. она выпустила свой молитвенник, в котором фразы о пришествии Мессии, избранности еврейского народа (см. Избранный народ) и возвращении в Сион были либо изъяты, либо заменены другими формулировками общечеловеческого характера. Одним из ведущих членов гамбургской общины был Г. Риссер, склонявшийся к умеренному крылу реформизма. Три ортодоксальных гамбургских раввина выпустили воззвание против приверженцев реформы, в котором обвинили их в ереси, и попытались (безуспешно) добиться закрытия нового «храма» гамбургским сенатом. В 1820 г. в Лейпциге был открыт новый реформистский молитвенный дом (отделение гамбургского), где в дни еврейских праздников совершалось богослужение на немецком языке. В течение последующих 30 лет реформистские общины возникли в целом ряде городов Германии, Австрии, Венгрии, Франции и Дании; они отличались друг от друга степенью радикализма в реформе литургии. Некоторые германские государства издали эдикты, требовавшие введения реформ в синагоге.

Значительную роль в истории реформизма сыграл А. Гейгер, который стал в 1832 г. раввином в Висбадене. Созванная здесь по его настоянию раввинская конференция (1837) не привела, однако, к практическим результатам. Идеи Гейгера, которые он проповедовал через журнал «Виссеншафтлихе цайтшрифт фюр юдише теологи» (тт. 1-6, 1835-47), завоевали реформизму многочисленных последователей.

В 1830-х-40-х гг. реформизм получил значительное распространение в Германии, главным образом среди просвещенных представителей среднего класса, стремившихся к интеграции в немецком обществе. Руководство еврейскими общинами в этот период постепенно перешло в руки молодых раввинов, получивших, наряду с традиционным религиозным и университетское образование. В 1839 г. А. Гейгер был приглашен на пост раввина города Бреслау (ныне Вроцлав), что вызвало ожесточенное сопротивление ортодоксов, отвергавших научно-критический подход Гейгера к источникам иудаизма. В 1841 г. вышло второе издание гамбургского реформистского молитвенника. Хотя по своим нововведениям оно было еще умереннее первого, реакция ортодоксов была весьма резкой: раввин И. Бернайс (1792—1849) наложил херем на молитвенник (1842). Гейгер, защищая молитвенник, даже упрекал его издателей в недостаточной решительности, утверждал, что из новой литургии следует исключить все места, где выражается надежда на национальное возрождение, и вообще все, что носит национальный, а не общечеловеческий характер. В двухтомном труде «Респонсы по поводу совместимости свободного исследования с выполнением раввинских функций» (1842-43) были собраны ответы 12-ти раввинских авторитетов на запрос реформистов о пригодности нового молитвенника.

В 1836 г. группа лондонских сефардов выступила с инициативой реформы литургии по образцу гамбургской. Их петиция была принята руководством общины; однако вторая петиция (1839), требовавшая более радикальных новшеств, была отклонена. В 1840 г. сторонники реформизма вышли из лондонской общины и образовали собственную, так называемую западно-лондонскую синагогу британских евреев. Несмотря на сопротивление ортодоксальных руководителей лондонских общин (сефардской и ашкеназской), в 1842 г. реформистская община, которую возглавлял Д. Маркс (1811—1909), освятила свою синагогу.

Ортодоксы наложили на членов реформистской общины анафему (херем). Лишь в 1856 г. парламент признал за реформистской общиной право регистрации браков; реформисты были уравнены в правах с другими общинами. Позиция, занятая вначале западно-лондонской синагогой британских евреев, была весьма радикальной: признавая Библию словом Божьим, английские реформисты отвергали Талмуд как созданный людьми. Позднее реформизм в Англии стал относиться с уважением к традиции и эволюционировал в сторону сближения с консервативным иудаизмом. В 1901 г. в Англии возникло новое реформистское движение, так называемый либеральный иудаизм, позиции которого как в вопросах теологии, так и в вопросах отправления культа отличались большим радикализмом.

Ввиду серьезных разногласий в реформизме его лидеры в Германии потребовали созвать совещание раввинов, решения которого по вопросам изменений в ритуале будут считаться обязательными. По инициативе Л. Филиппсона первое такое совещание было проведено в Брауншвейге в 1844 г. Филиппсон предложил ориентироваться в реформаторской деятельности на постановления Синедриона французского, обладавшего, по его мнению, правом выносить общеобязательные решения по вопросам религиозного законодательства. На совещании в Брауншвейге было принято решение о допустимости браков между евреями и христианами.

Второе раввинское совещание состоялось в 1845 г. во Франкфурте-на-Майне. Крайние реформисты требовали ведения богослужения не на иврите, а на местных языках. Против них выступил дрезденский раввин З. Франкель, который одобрил изменения в пиютах и готов был опустить упоминания о жертвоприношениях, но настаивал на необходимости считаться с общепринятой традицией и не изменять молитв, которые читаются всем еврейским миром. Такой подход не удовлетворил ни ортодоксов, ни реформистов, и Франкель, подвергшийся полемическим атакам с обеих сторон, покинул совещание. Третье совещание раввинов (Бреслау, 1846) также оказалось не в состоянии создать авторитетное руководство реформистского движения. Тем не менее, идеи реформизма получили широкое распространение в среде немецкого еврейства. Во многих городах возникли независимые реформистские общины. Из Германии реформизм распространился на другие страны Европы и США. В Англии, Венгрии, Франции и США реформистские общины создавались отдельно от ортодоксальных, в то время как в Германии реформизм развивался в рамках старых общин. Важный центр реформизма возник в Копенгагене, где реформистский раввин И. Н. Манхеймер (1793—1865) в 1817-21 гг. проводил по пятницам службу, из которой был полностью исключен иврит, проповеди также читались на датском языке; в литургии использовалась музыка христианских композиторов. Покинув в 1821 г. Копенгаген, Манхеймер с 1824 г. жил в Вене, где приобрел репутацию одного из виднейших еврейских проповедников 19 в. Его реформизм стал более умеренным, с сохранением важных элементов еврейской традиции: языка иврит, молитв о Сионе и Иерусалиме, обряда обрезания и т. п. Он создал так называемый венский ритуал, благодаря чему был предотвращен раскол в общине. Этот ритуал («богослужение по Манхеймеру») получил распространение в Австрии, Венгрии и Чехии, а также был введен в некоторых общинах Германии. Несмотря на умеренный характер своего реформизма, Манхеймер подвергался жестоким нападкам ортодоксальной общины. Ему удалось, однако, добиться значительного улучшения правового статуса евреев Австрии, в том числе отмены унизительной формы судебной присяги и признания законности еврейской общины Вены.

Революционные события 1848 г. надолго затормозили процесс развития реформизма: многие из его сторонников приняли активное участие в революции, из-за чего все движение приобрело в глазах властей в период последовавшей реакции окраску «неблагонадежности». Новый подъем движения наметился лишь в конце 1860-х гг., когда состоялись еще два съезда (синода) реформистов — в Лейпциге (1869) и в Аугсбурге (1871) — при участии как раввинов, так и видных членов и руководителей общин. И хотя участников синодов было сравнительно немного, идеи реформизма постепенно приобретали все большее распространение. Крупнейшие еврейские общины Германии — Берлина, Франкфурта, Бреслау, Мюнхена и другие — приняли реформированную литургию; многие общины ввели в литургию органную музыку. Однако реформизм в Германии в этот период не проявлял стремления к радикальному разрыву с традицией. Одной из главных целей синодов было достижение взаимопонимания с другими религиями.

Реформисты стремились доказать, что иудаизм не противоречит основам современного общества; они требовали освобождения школ от какого-либо церковного контроля и одновременно — введения преподавания основ иудаизма еврейским детям на тех же основаниях, что и преподавание основ христианской религии детям протестантов и католиков. Свою связь с еврейской традицией германские сторонники обновления иудаизма подчеркивали тем, что предпочитали называть свое течение не реформизмом, а либеральным иудаизмом. Термин «реформистская» применялся лишь по отношению к берлинской общине — единственной в Германии, где литургия велась целиком на немецком языке, молящиеся могли не покрывать голову, отдых был перенесен с субботы на воскресенье.

Реформистский иудаизм в США

Радикальные идеи Гольдхейма встретили в США гораздо большее сочувствие, чем в Германии. Еще в 1824 г. 46 членов конгрегации «Бет-Элохим» из города Чарлстон (штат Южная Каролина) подали петицию о реформе ритуала, сокращении литургии и использовании английского языка в молитвах и проповедях. Петиция была отвергнута; подписавшие ее вышли из конгрегации и организовали «Реформированное общество израильтян», которое практически приняло изложенные Маймонидом принципы веры, за исключением тех, где утверждается вера в воскресение мертвых во плоти и в пришествие Мессии, который восстановит еврейское государство и Храм.

Общество осуществило также некоторые реформы традиционной литургии. Хотя это общество просуществовало всего несколько лет, дух реформизма проник в конгрегацию. В 1841 г. была построена новая синагога; в ней имелся орган; вторые дни праздников были отменены. Сторонники реформизма основали в Балтиморе конгрегацию «Хар-Синай» (1842), а в Нью-Йорке — конгрегацию «Иммануэль» (1845). Реформистские синагоги распространились по всей стране; многие конгрегации, основанные как традиционные, приняли реформированный ритуал под руководством эмигрировавших из Европы видных раввинов-реформистов: А. М. Вайза, М. Лилиенталя, Д. Эйнхорна (см. выше), Ш. Адлера (1809-91) и Ш. Гирша. Их труд продолжили тысячи раввинов во всех частях страны. В 1873 г. по инициативе Вайза была создана первая общеамериканская организация реформистских общин — Союз американских еврейских конгрегаций. Союз основал в 1875 г. Хибру юнион колледж (Еврейский институт религии), а в 1902 г. возложил на себя задачу организации реформистских общин и религиозных школ в тех городах США, где их не было.

Центральная конференция американских раввинов (ЦКАР, основана в 1889 г.) целиком приняла Питсбургскую платформу, которая оставалась главной декларацией принципов реформизма до 1937 г., когда она была подвергнута значительному пересмотру на конференции раввинов в городе Колумбус (штат Огайо).

Подчеркивая совместимость иудаизма с прогрессом науки, центральную роль морального закона в иудаизме и прогрессивный характер откровения (все эти принципы содержались в Питсбургской платформе), новая платформа утверждала значение Закона (как Письменного, так и Устного) для сохранения исторически сложившихся норм еврейской жизни и признавала в групповой лояльности евреев, отошедших от религиозной традиции, связь, которая по-прежнему объединяет еврейский народ. Новая платформа утверждала обязанность всего еврейства содействовать возрождению Эрец-Исраэль и превращению его не только в убежище для преследуемых, но и в центр еврейской культуры и духовной жизни. В новой платформе подчеркивалось, что иудаизм как образ жизни требует, наряду с соблюдением моральных и духовных предписаний, также соблюдения субботы, праздничных и святых дней, сохранения и развития таких обычаев, символов и обрядов, которые способны воодушевлять людей; культивирования определенных форм религиозного искусства и музыки, а также использования иврита, наряду с другими языками, в литургии и преподавании.

Со времени принятия этой новой платформы реформизм в США стал более внимателен ко многим формам традиционного ритуала; в программы его школ было включено изучение иврита. Антисионизм, некогда рассматривавшийся сторонниками реформизма как атрибут «универсализма», уступил место активной поддержке Государства Израиль. Восходящий к 19 в. религиозный либерализм реформизма, который подчеркивал «рациональный» характер иудаизма, примирился с положительной оценкой «символов и образов». Реформизм, как и всякая либеральная религия, должен преодолевать определенные трудности: отвергая общеобязательный религиозный авторитет, реформизм в то же время стремится сохранить свои организационные структуры и единые религиозные институты.

Радикальная ревизия принципов реформизма в отношении национальных и религиозных традиций иудаизма нашла выражение в декларации Центральной конференции американских раввинов (1943), провозгласившей совместимость сионизма и реформизма и призвавшей своих членов к прекращению антисионистской деятельности. К началу 1950-х гг. новые принципы реформизма были приняты почти всеми общинами в США. С 1967 г. реформизм все более солидаризируется с Государством Израиль. Так, в резолюции ЦКАР (июнь 1967 г.) сказано: «Мы заявляем о своей солидарности с Государством Израиль и его народом. Их победы — наши победы. Их испытания — наши испытания. Их судьба — наша судьба». В июне 1970 г. ЦКАР организовала съезд раввинов в Иерусалиме; там же проходили съезды в марте 1974 г., июне 1981 г. и марте 1988 г. Еще в 1972 г. ЦКАР вступила во Всемирный еврейский конгресс.

Close