Православные праздники (продолжение)

Пасхальные обычаи.

Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки – жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.

Значение Пасхи.

Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том, кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы.

Как уже было сказано выше, православные христиане подготавливались к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него. Например:

– Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи);

– Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи);

– Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи);

– Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св.Троицы);

– Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

Православное Рождество

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления – воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Обрезание Господне

Обрезание Господне установлено еще в Ветхом Завете, в Православной Церкви оно стало отмечаться в 4 в-5 вв. Этим праздником утверждается вера в ту истину, что Господь есть Богочеловек.

Крещение Господне / Богоявление

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — “Епифания” — явление, или “Теофания” — Богоявление, также его называли “праздник Светов”, “Святые Светы” или просто “Светы”. Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мк. 1,9— 11).

Слово “крещаю”, “крещу” означает по-гречески “погружаю в воду”. Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7—8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и ТЫ ли приходишь ко мне?” Но Иисус сказал ему в ответ: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3, 14 — 15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. “Я видел, я свидетельствую: Он—Избранник Божий”, — подтверждает Иоанн Креститель. (“Мессия” по-еврейски—то же, что по-гречески “Христос”, то есть “Помазанник Божий”.) Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый крещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам “Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святал Духа” (Мф. 28, 19).

Крещение — это начало восстановления первоначального образа Божиего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас “единой отраслью” со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.

Крещение, или Богоявление празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или друтих местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Вход Господень в Иерусалим / Вербное Воскресенье

В день Входа Господня в Иерусалим Церковь особенно воспоминает прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Указание на этот праздник впервые встречается в 3 в. От обычая употреблять в этот день ваии (ветви финиковой пальмы) как символа победы, с которыми встречали Спасителя, он называется “Неделей ваий” или Цветоносной, Цветною.В России праздник называется “Вербным Воскресением”, потому что вместо ваии употребляется верба. Этот день приходится на конец Великого поста, после которого начинается Страстная неделя.

Православная Пасха

1 мая

Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, — всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа. «Христос Воскресе!» — мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. .

Событие Воскресения Христова — величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами.) Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: “Кто отвалит нам камень от двери гроба?” Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Услышав такие слова. Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И, когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: “Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых”.

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: “Не ужасайтесь; Иисуса ищите Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам”.

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: “Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть”.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования “переходит” по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой ( а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Вознесение Господне

9 июня

Название праздника отражает суть события – это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число сорок было не случайным. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человек возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

Дав ученикам последние наставления, Господь “вывел их вон из города до Вифании и , подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…”.

Праздник Вознесения – это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. НЕБО – это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.

Православная Троица – День Святой Троицы

19 июня

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пяти десятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа»

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

В день праздника пятидесятницы

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… прииди и вселися в ны… Сегодня, сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектений). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. Сам Господь Иисус Христос неоднократно говорил, что для Его последователей необходим этот Божий дар. Очень определенно сказал Он об этом в беседе с праведным Никодимом, пришедшим к Нему узнать, что нужно делать, чтобы спастись. «Истинно, истинно говорю тебе, — учил Никодима Господь, — если кто не родится свыше… от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3. 5-6). Смысл слов Спасителя ясен: если не произошло духовного рождения, если не получены благодатные дары Духа Божия, невозможно наследовать Царство Божие.

Но как можно стяжать благодать Святого Духа? Нужно прежде всего иметь искреннее, сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой. Нужно избегать всякой неправды, греховной скверны и творить добро. Средства к стяжанию благодати подаются в Церкви Божией, в святом храме, в церковных таинствах и молитве.

Почему украшают храм на Троицу

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в намять того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Рождество Иоанна Предтечи

7 июля

Праздник Рождества Иоанна Предтечи совершался уже в 4 в., воспоминая святого пророка, предвозвещавшего явление Сына Божия во плоти и удостоившего крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Спасенный от смерти, постигшей тысячи младенцев в Вифлееме, он вырос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к великому служению. Своею проповедью он приготовил народ к принятию давно ожидаемого Спасителя – Мессии.

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля

В день святых апостолов Петра и Павла они воспоминаются как ученики Спасителя, проповедавшие Его учение. Оба претерпели мученическую смерть в 67 г. за распространение учения Христа и обращение в христианскую веру язычников.

Церковь называет их “первоверховными”, потому что они особенно много потрудились в деле распространения учения Христова, и в один день празднуют их память, так как оба они пострадали за Христа в одно время в городе Риме при императоре Нероне. Там же почивают их нетленные останки – их святые мощи (мощи – это оставшиеся нетленными после смерти тела православных праведников). Смысл почитания мощей заключается в учении Священного Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бессмертии. Император Нерон начал первое гонение на христиан, обвинив их в поджоге города. В это время в Риме проповедовали св.Апостолы. Нерон был раздражен успехом их проповеди, ведь люди целыми семьями принимали крещение. Апостолы были схвачены и заключены в тюрьму, а оттуда уведены на казнь. Апостола Павла как римского гражданина обезглавили мечем, а апостола Петра распяли вниз головой. На месте казни ап.Петра сейчас стоит небольшой храм, а на месте казни ап.Павла забили три целебных источника.

Преображение Господне

19 августа

Чтобы явить Своим ученикам эту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор – лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы ,как свет.

Явились два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Его слушайте”.

Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.

Святая Церковь празднованием Преображения Господня нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознеся тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славе.

Праздник Преображения Господня, по важности события, — великий и двунадесятый.

Что и почему освящают на праздник Преображения

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 19); Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч. 3, 9).

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).

Успение Пресвятой Богородицы

28 августа

Праздник Успения Божией Матери установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии.

11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается в воспоминание казни святого пророка в 32 г. царем Иродом, обещавшим своей возлюбленной Иродиаде исполнить любое ее желание. В этот день установлен строгий пост во имя прославление великого постника и пустынника, а также поминаются православные воины, пострадавшие за веру и отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября

Праздник установлен Церковью в IV веке, обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю).

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара – Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и лакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим..

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у них нет такого утешения в старости», подумала Анна. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.

И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери, как мы знаем, родился Сам Бог.

Какой была Пресвятая Богородица

Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.
Свт. Амвросий Медиоланский

Воздвижение Креста Господня

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”.В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

Видение Покрова Божией Матери было св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию в середине Х в. в Константинополе при императоре Льве Премудром.

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее.

Когда Она приблизилась к амвону, при. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо.

Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящей в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и держа его с великой торжественностью распростерла над всем стоящим народом.

Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Самый утешительный праздник

Праздник Покрова Божией Матери — один из самых утешительных праздников и для всего вообще христианского мира, и для нас. Владычица мира, вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает всех христиан Своим Божественным покровом: какое утешительное верование для всех христиан!

Не унывайте духом, не падайте от скорби, все вы, кому на долю посылает Господь тяжкие скорби, страдания, бедствия, болезни и несчастья; в трудные для вас минуты возведите очи ваши на небо; там за вас молится и вас покрывает Своим божественным покровом Сама Царица Небесная.
Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря

Введение во храм Пресвятой Богородицы установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом.

Close