Практики

Практики доступные для начинающих

Среди людей только начинающих приобщаться к Традициям происходящим из Африки нередко можно встретить два прямо противоположных взгляда. Первый заключается во мнении, что Вуду (в широком смысле этого слова) могут практиковать исключительно посвященные Жрецы, имеющие все необходимые инициации. Вторая, прямо противоположная, точка зрения утверждает, что любые афро-карибские, афро-американские и афро-бразильские практики доступны для каждого, даже неинициированного, человека. Однако ни одна из этих точек зрения не отражает действительного положения вещей, ибо каждая из них отражает лишь часть истины.

Действительно, бoльшая часть практик происходящих из Африки требует наличия инициации. К исключительной компетенции Священников, в частности, относится:

– религиозные церемонии (публичные церемонии, церемонии для прихожан (клиентов), исцеление, духовная чистка, установка защиты человека от враждебных сил и т.п.) и контроль над их ходом;

– проведение всех типов инициациирования;

– изготовление любых предметов, нуждающихся в наделении их духовной силой (снадобий, ожерелий, талисманов, Святынь Ориша);

– использование специальных методов предсказания (Merindiloggun, Ifa и некоторые другие)

Кроме того, практически общепринято, что эффективная инвокация («вызов») Ориша (Лоа, Мпунго) может быть осуществлена только инициированным Священником.

Несмотря на все это, существуют методы африканских Традиций, которые могут практиковаться неинициированными мирянами. К таким практикам, в частности, относится:

1) Почитание Ориша (Лоа, Мпунго), включающее приготовление различных подношений (эбо и т.п.), пение песен направленных к Ним и т.п. Это «полномочие» мирян обусловлено тем простым фактом, что Традиции происходящие из Африки являются, прежде всего, Религиями, исповедовать которые может каждый человек. Ни одна Религия не запрещает (да и не может запретить) своим последователям осуществлять почитание Богов своего Пантеона. Мамбо Racine Sans Bout в этой связи вполне справедливо утверждает, что большинство последователей Вуду являются неинициированными людьми. И это, однако, ни в коей мере не мешает им быть «вудуистами», и практиковать свою Религию. Всякий человек имеет право обращаться с просьбами и молитвами к Богам и Духам, в которых он верит. Любой вправе делать Им подношения. Мамбо Racine Sans Bout говорит (в переводе Белова Н.В.): «Есть различие между шарлатанами и теми людьми, которые, не будучи посвященными, выражают искренний интерес к вуду и иногда проводят служения для loa. Любой может приносить в жертву пищу, любой может строить алтарь и молиться, любой может придумывать новые песни для 1оа. Это не грех, и эти люди сами будут отрицать свою принадлежность к разряду жрецов» (цитируется по книге «Тайны магии Вуду», Минск, Современный литератор, 1999). Кроме того, согласно Мамбо Racine Sans Bout, магические практики т.н. «новоорлеанского Вуду» тоже не требуют наличия инициации.

Хотя надлежащую Святыню Ориша способен подготовить только должным образом инициированный Священник, это не может являться препятствием для почитания Духов мирянами. Ориша, как минимум, могут почитаться во-первых, в образе их католических «двойников», во-вторых, в местах их локализации (Йеманжа – у моря, Ошун – у реки и т.д.).

Бабалориша Канизарес отмечает, что кокосовый орех, например, признается непосредственным проявлением Эшу во многих Традициях (например, в Бразилии). Чтобы иметь возможность почитать Элеггуа неинициированному человеку, можно либо установить у себя дома, возле входной двери, небольшой алтарик с католической «маской» Элеггуа (как часто делают на Кубе), либо установить на белой тарелке кокосовый орех и почитать его как Лусэро (или Эшу).

2) Почитание Предков. Почитание Предков в контексте Традиций происходящих из Африки, является чрезвычайно важным аспектом. Это видно и из того факта, что Эгуны всегда почитаются перед Ориша, и даже перед Эшу [для сравнения: в индуизме также ничто не предлагается Божеству, если вначале не получено одобрение гуру]. Кроме того, почитание Эгунов – очень эффективная практика, ибо в некоторых случаях Эгуны работают даже быстрее, чем Ориша. День особого почитания Предков во многих Традициях (Воду, Пало и др.) – второе ноября. Необходимо обязательно почтить их в этот день!

Бабалаво Fa’lokun Fatunmbi, в своей статье «Ancestor Reverence», подтверждает, что согласно Традиции, всякий человек, даже не имеющий какой-либо инициации, имеет силу и способность входить в контакт со своими Предками. Почитание своих собственных Предков есть неотъемлемое право любого человека, и это право не может даваться кем-либо. Спорным вопросом здесь является определения вида Духов Предков, с которыми неинициированный человек может устанавливать контакт. Многие Священники говорят, что лицо, не имеющее надлежащей инициации, вправе входить в контакт исключительно с Духами своих собственных Предков. С другой стороны Awo Fatunmbi, и некоторые другие духовные учителя, говорят, что возможно установление контакта с любыми Духами умерших, с которыми вы чувствуете связь. Вторая точка зрения базируется на двух основных аргументах. Во-первых, вы можете вовсе не знать своих Предков (например, если вы – сирота), а во-вторых, как известно все люди произошли от одной человеческой пары первопредков, а потому, по сути, все являются родственниками друг другу.

Существует также два аспекта афро-карибских Традиций, по поводу возможности практикования которых мирянами существуют различные мнения.

Первый аспект – это возможность принесения «кровавых» жертв. Поскольку нам не удалось найти авторитетных заключений Священников по данному вопросу, мы воздержимся от его обсуждения.

Второй аспект – использование Оракула Оби. По данному аспекту практики существует три основных мнения. Первое заключается в том, что Оби доступен только для инициированных Священников (в том числе и потому, что возможно выпадение Oyekun и ему подобных опасных знаков, требующих немедленного проведения особых ритуалов). Согласно второму взгляду, этот Оракул может применяться неинициированными людьми, но только если они имеют Воинов. Третья точка зрения утверждает, что Оракул Оби открыт для каждого человека. Сторонником третьего взгляда является, в частности, Бабалориша Raul Canizares (являющийся, кроме того, Тата в Пало Монте). В своей книге «Eshu-Eleggua Elegbara. Santeria and the Orisha of the Crossroads» (Original Publications, Plainview, New York, 2000), Бабалориша Канизарес утверждает, что Оракул Оби вовсе не требует, чтобы какое-либо инициирование было выполнено, ибо благодаря Эшу-Элеггуа он является открытым для каждого. Баба Канизарес, кроме того, подверг критике тех последователей Сантерии, которые утверждают, что только священники и жрицы могут работать с Оракулом Оби. Бабалориша назвал это предосудительной ситуацией, поскольку Оби – способ соединиться с Предками и с Эшу. Он отметил, что поскольку каждый имеет предков, любой имеет право изучать Оракул Оби. Luis M. Nunez, в своей книге «Santeria, A Practical Guide to Afro-Caribbean Magic» (см. гл.8), также придерживается данной точки зрения.

Почитание Предков

Эгуны

Души мертвых в африканских Традициях именуются по-разному. В гаитянском Воду они именуются Zanset Yo; в Пало – Nfuiri, Nkula, Bakula или Nfumbe; в Ифа-Лукуми – Эгуны.

Согласно Oluwo Ifalasa (www.lukumichurch.org/eguns.html) существуют различные типы Эгунов:
Egun – Души умерших членов семейства
Egungun – Родовые Души-Хранители.
Egun di oluku – Души друзей прошлых жизней.
Egun enian sasa – Души Лам, Брахманов, Мудрецов, Шаманов и Священников.
Egun Filani – Души буддистов
Egun Eluku – Души войны и насилия.

Abiku – Души детей, которые умерших при рождении или вскоре после него.
Ebora – Духи огня и лавы

Eleye (или Aje) – Души ведьм
Oso – Души колдунов и знахарей.
Shishiriku – Духи которые вмешиваются в союзы и браки и создают помехи в них.
Ewele – нераскаявшиеся души, которые больше не могут воплотиться в человеческую форму.
Egun Awo umbo – Души Бабалаво
Egungun Olofinpe -Души – Агенты Olodumare, Olorun, Oduduwa и Olofin
Egun Igi – Души, которые населяют деревья

Обычно же, Эгунами считают Дух Предка (независимо – родственника или нет, ибо мы можем не знать, кем были наши родственники в прошлых жизнях или кем были мы и где жили). Другие, однако, говорят, что Эгун нужно отличать от Iwin:

– Эгуны – это кровные и религиозные родственники (им поклоняются с использованием освященной палки Pagugu, Opakuku, барабанов, Оро, жертв, Тeja – плитки с Оду Ифа на ней).

– Ивин – души которые почитают в Misa. Misa удовлетворяет Iwin. Иногда говорят, что

Ивин может быть вашим кровным родственником прошлых жизней.

Иногда утверждают, что не все умершие идут в Ape Orun чтобы стать Эгунами. Ape Orun – это место Эгунов, то есть тех Душ, которые достигли этого уровня и присоединились к культу предков, и поэтому не все души – Эгуны.

Иногда задают вопрос: как можно снять противоречие между учением о реинкарнации и учением о необходимости почитания Предков? Действительно, на первый взгляд кажется, что если душа человека воплотилась в новое тело, то почитание его как Предка не имеет смысла (ибо как он может принимать почитание, если уже находится в другом теле?). На данный вопрос различными Священниками даются разные ответы.

Во-первых, указывается на то, что душа совсем н обязательно перевоплощается немедленно после смерти. Может пройти несколько столетий, прежде чем душа примет новое тело.

Указывают также на существование понятий «коллективной памяти», «небесного близнеца» или «параллельного я», которое остается на Небе, когда душа перевоплощается. Иногда говорят, что небесный двойник – это не буквальная, живущая в Орун Сущность. Это скорее наши действия в наших прошлых жизнях, которые живут подобно теням прошлого или как наши воспоминания и воспоминания других людей.

Также отмечают, что судьба инициированного человека после смерти отличается от судьбы мирян (при этом подчеркивается, что одна лишь инициация, без должного Ива Пеле, не может дать желаемого освобождения и сделать нас Alagba lagba). Говорится, что смерть рождает Ориша. Тот факт, что Ориша на одной церемонии может одновременно воплощаться в несколько человек, объясняется тем, что он посылает своих «представителей» – души Alagba lagba, из Орун вселиться в тела.

Существует также мнение, что после смерти одна часть Ори становится Предком, а другая его часть – перевоплощается. Как бы там ни было, тот факт, что ваш дедушка перевоплотился, отнюдь не лишает законной силы его Дух как Предка. Можно сказать, что это – различные аспекты одного и того же.

Боведа или Святыня Эгунов

Святыня Предков (Духовный Алтарь, Угол Эгунов) также часто именуется Боведа (Boveda). Следует иметь в виду, что не все Священники отождествляют понятия «Святыня Эгунов» и «Боведа». Иногда, например, считается, что Святыня Эгунов используется для почитания своих собственных Предков, в то время как Боведа – для почитания любых Духов. Между данными понятиями иногда проводят различение и по признаку «состава» Святынь (Святыня Эгунов, как говорят, должна включать «палку Эгуна», (Opakuku, Opasiku, Igi Egun, Opa Eggun, Opa Quiqui; в Пало – Ariku Bambaya), связку девяти других палок и другие компоненты, которые могут быть подготовлены компетентным Священником, в то время как Боведа вполне может не иметь таких компонентов). Сторонники разграничения вышеуказанных понятий, основывают свою позицию преимущественно на том, что Святыня Эгунов – неотъемлемая часть традиционной практики Йоруба, тогда как Боведа обязана своим происхождением Спиритизму Крусадо.

Процедура почитания Предков может быть представлена в виде четырех основных этапов:

а) Подготовка Святыни Предков

б) Подготовка к почитанию

в) Процедура почитания

г) Окончание ритуала

(А)

Close