Пантеон

Нсамби

Другие Имена: Nsambi, Sambia, Sambi, Nzambi, Insambi, Sambia Mpungu, Mpungu Sambia, Asambia, Zumbб, Nsambiampungo, Pungun Sambia, Sambia Liri, Sambia Surukuru, Sambi Bilongo, Sambiapunguele, Chambi, Mayimbe

В бразильских Традициях, происходящих из Конго: Zambi, Zambiampongo

Воду: Gran Met

Имена согласно антропологу Карлу Нобили:

Пало: Sambi, Sambia, Tubisia Sambi

Гаитянское Воду: Mawъ E Lisa

Шанго: Elephon, Ochaluphon, Daluphon, Shakbear

Лукуми: Olofi, Oluddumare, Olorun

Кандомбле: Olodumarй, Olorum

Олорун Майомбе: Cazambe, Obongidyi

Олорун Абакуа: Abasн

Олорун Арара: Sobaсй

Кадиемпембе

Другие Имена: Kariempemba, Kadiampembe, Lukankanse, Lucambe, Lungambe, Lugambe, Lumusie, Lucansi, Lukankasi, Lukankansa, Nzambi Bilongo, Lukankazi.

Кадиемпембе иногда отождествляется с Alosi (Olosi) Традиции Йоруба и Дьяволом христианства. Однако для того, чтобы считать Его тождественным Дьяволу не имеется достаточных оснований. Кадиемпембе, как говорят, был Богом Королевства Конго до Нсамби. Его культ был со временем вытеснен культом Нсамби, а сам Кадиемпембе был несколько «демонизирован». Двумя другими высшими Богами, помимо Кадиемпембе, были Нсамби и Калунга. Кадиемпембе правил Небом, Нсамби – Землей, Калунга – Морем и Миром Мертвых. При этом, существует мало оснований считать этих трёх Богов полностью отличными друг от друга. И поныне в Конго оба имени (Калунга и Нсамби) означают Высшее Божество и используются в зависимости от языка, на котором говорят. Христианские миссионеры прибыли в Конго тогда, когда поклонение Кадиемпембе уже практически сменилось на почитание Нсамби. Поэтому в целях проповеди, христиане, не долго думая, «отождествили» Нсамби с христианским Богом, а «демонизированного» Кадиемпембе – с Дьяволом.

Последователи Пало утверждают, что Кадиемпембе не выступает против Нсамби, подобно христианскому Дьяволу. Некоторые говорят, что на самом деле Кадиемпембе является аспектом Нсамби.

Луканкаси не является злым, а скорее – нейтральной Силой, способной как на добро, так и на зло. Его боятся и уважают. Он управляет «темными» и мощными Духами – Ндоки (и Его последователи также называются Ндоки). Не каждый Палеро знает как работать с этим классом Духов. В США, наиболее известными Ветвями Пало имеющими гаитянское происхождение и умеющими работать с этими Духами являются – Palo Masongo, 7 Tumba Francesa и Billumba Congo. Немногие имеют инициирования в эти Мунансо.

Некоторые Линии Пало имеют веру в Лунгамбе, как аспект Эшу являющийся посланцем Centella Ndoki.

Надо сказать, что Люцифера отождествляют не только с Кадиемпембе. В Бразилии многие рассматривают как Дьявола Эшу. В гаитянском Воду Огун Фер сравнивается с Люцифером. В обрядах Ямайки Люцифер также персонифицирован.

Лусэро дель Мундо

Имена в Пало: Quicio-Puerta, Lucero del Mundo, Tata Elegua, Tata Elegwa, Nkuyu Nfinda, Tata Nkuyu, Tata Nfinda, Maсunga-Muсunga, Ta Makuende Yaya, Bakuende Mamba de Angola, Lubamba, Kabanga, Tengue Yaya, Pungu Mensu, Mpungu Mafula, Maсunga, Lubaniba, Nkuyu, Lubaniba, Bakuende Bambбn Diбngola (в Майомбе)

В Бразилии: Aluvaiб, Exu Pavena, Pombo-ngira, Pambunguera, Pomba-gira, Bonbonjira, Tonг, Cubango

Кандомбле Анголы: Aluvaia

Лукуми: Элеггуа (и Элеггуа Алагбана)

Святой: el Anima Sola del Purgatorio, Niсo Atoche, Santa Rita de Casia, San Antonio de Padua

Имена согласно Карлу Нобили:

Майомбе: Enkuyo, Lucero, Lucero Mundo, Viento Malo, Remolino Cuatro Vientos

Брийумба: Maсunga, Lubamba

Абакуа: Obinб, Efisб, Abina

Арара: Tocoyo Yokу, Makeno Ogguiri, Makйnu, Elъ, Kenene, Topo Yayine, Furajу, Baba Fundeku, Kekй, Afrб

Cabildo Iyesб: Elegbara

Cabildo Gangб: Gewб

Мандинга: Geguб

Гаитянское Воду: Legbб, Legbб Petrу (Maоtre Carrefour)

Доминиканское Воду: Legbб

Шанго: Eshu

Кандомбле: Exu

Лусэро – Воин, стабилизирующий нашу жизнь и здоровье. Он обеспечивает успех (или неуспех) любой работы открывая (или закрывая) пути. Он открывает духовные путь человека, охраняет от колдовства, а дом – от различных атак. Он призывается прежде других Мпунгу. В Кимбиса считается, что Лусэро «живет» на перекрестках и в кустарниках. Его число – 3 (или 21), цвета – красный и черный, животные – петух, козел и крыса.

В одних Мунансо Лусэро создается из цемента и т.п., по типу методов Йоруба (т.е. в виде «головы»). Другие Мунансо создают Лусэро в глиняном или железном котле. Лусэро может быть сформирован только опытным Тата. Если человек не может получить Лусэро от Тата, он, как рекомендуют некоторые священники Пало, может использовать кокосовый орех, считающийся, по крайней мере в Лукуми, непосредственным воплощением Эшу. Орех размещается за входной дверью, умащается пальмовым маслом и почитается как Лусэро.

Согласно учению Пало Монте (Линии Дона Деметрио Гомез Кампосанто Медианоче) Лусэро принимает в качестве подношений водку, ром, сухое белое вино, сигарный дым (распыляемые на фигуру Лусэро непосредственно изо рта почитающего) и чистую воду (в стакане); его минерал – агат; плоды – гуава и сахарный тростник. Перед обращением к Лусэро рекомендуют зажечь свечу и трижды ударить по полу суставами пальцев правой руки. Делая подношения Лусэро следует озвучивать все свои действия, то есть разъяснять, что и для чего делается в данный момент. Говорить с Лусэро следует нежно и уважительно.

Существует несколько функционально отличных друг от друга Лусэро, например:

– Лусэро Малонго – «ведет» человека, который получил этого Лусэро

– Лусэро де Гиа (de Guia) – это – проводники Нкиси. В некоторых Ветвях Пало каждый Нкиси (Нганга) имеет Лусэро как своего проводника.

– Лусэро Ндоки (Кини-Кини) – этот Лусэро отождествляется с Сhicheriku Лукуми. Он живет внутри или снаружи Нкиси (Нганга). Его задача – помогать Нкиси и выполнять «грязную», направленную на зло работу. Их изготавливают, как правило, в виде деревянных кукол с определенным содержанием.

– Фундаменто де Лусэро – полностью созданный Лусэро Мундо, Нганга.

– Лусэро-Хранитель (Luceros Guardieros; Guardieros Talanquera; Oficio Puerta) – они фунуционируют как защитники, опекуны

Другие Палеро различают: Lucero Prima (Amanecer; формируется в раковине и т.д.), Lucero Mundo (изготавливается из камня, куска дерева и др.); Lucero Madriga (из камня, раковины и др.) и Lucero Cuyo Malongo («дьяволький» Лусэро).

Тьембла-Тьерра

Тьембла-Тьерра – Мпунгу отцовства, мудрости и правосудия. Он – создатель Земли, Правитель гор и холмов. В некоторых своих аспектах он – очень сильный Воин. В Кимбиса Его цвет белый. Животное – голубь. Альбиносы часто считаются его детьми.

В Пало Монте (Линии Дона Деметрио), его растение – жасмин, напитки – вода и молоко, металл – платина, минерал – белый мрамор, животные – белые козлы и голуби, числа – 8 и 24.

Имена в Пало: Tiembla-tierra, Yolб, Yeyй, Iсa Сaбba, Kenqui, Yola, Yaye, Iсб Naб Ba, Nkengue Pandilanga, Mpungu Kikoroto, Kunanbisa, Mpungo Kikoroto, Dekengue (в Кимбиса) Mamб Kengue (в Кимбиса)

В Бразилии: Zumbi, Zambi, Cassumbecб, Lambarenganga, Mlemba, Lamba, Lemba, Ganga-Zumba, Sinhб Renga (Святой: Nossa Senhor Da Bonfim)

Лукуми: Обатала (Ошала)

Воду: Damballah, Olissasa, Lissa

Святой: Nuestra Seсora de las Mercedes; Jesucristo

Имена согласно Карлу Нобили:

Майомбе: Kenqui, Tiembla Tierra, Tiembra Tierra, Yolб, Yeyй, Mamб Kйngue

Брийумба: Kenqui, Tiembla Tierra

Абакуа: Obandio, Obebй, Eromina, Abebй, Bromina

Арара: Ajosi Addu Aremo, Somaddonu

Гаитянское Воду: Mawъ, Mambт;, Mambт; Lasalle, Manbт; Sacа;, Gran Mambт;, Maоtresse Mambт;, Mambу Ayisбn

Доминиканское Воду: Mamita Mambу, Ana Mambу, Vieja Mambу

Шанго: Adoweh, Ahmeeoh, Airecahsan, Aireelay, Obalophon, Abalophon, Elephon

Кандомбле: Orixalб, Obatalб

Cabildo Iyesб: Eddegu

Cabildo Gangб: La Vieja

Сьете Райос

Главный Мпунгу Пало Майомбе. Он – Бог огня, молнии и грома. Управляет Божественным Правосудием и наказывает нарушителей Закона. Искушен в вопросах сексуальности. Его священное дерево – королевская пальма. Часто его помещают не в металлические, а глиняные сосуды. Его цвета в Кимбиса – красный и белый, животные – баран, петух и черный кот. Он – Король Религии Пало.

В Пало Монте (Линии Дона Деметрио), его плоды –красные бананы и яблоки, напитки – водка, ром и красное вино, минерал – рубин, животные – петухи и перепела.

Имена в Пало: Siete Rayos, Nsasi, Insasi, Nkita, Nkitбn Kitбn, Kanbaranguanje, Insancio, Mukiamamuilo, Yoasi, Marufнna, Mariwanga, Boya, Sabransasi, Nsasi-Mpungo, Marilo, Mukiama Mwilo, Nsasi Dina Motuto, Munalongo, Nsabur Munalongo, Torito de la Loma, Sabranu Nsasi

В Бразилии: Zaze, Kibuco Kirbrico, Kiassubangango, Nzage, Kambaranguanje (Святой: St. Gerome)

Кандомбле Анголы: Nzaze-Loango

Лукуми: Шанго

Воду: Papa Candelo, Sobф, Badй

Святой: Sta. Barbara

Имена согласно Карлу Нобили:

Кимбиса: Nsasi, Gallo Ronco, Jorito De La Loma, Bomasere, Mirito, Siete Rayos

Майомбе: Nsasi Dina Motuto, Yoasi, Insancio, Siete Rayos, Siete Rayos Punto Firme, Marufina, Bolla, Sobranuensasi, Nsabuari , Munalongo

Брийумба: Nkita, Nkitan, Kitan, Mukiamamuilo, Nsasi

Абакуа: Okъn

Арара: Hebioso, Jebioso Anamб

Cabildo Iyesб: Arumafeo Alami, Dambalб, Aladde

Cabildo Gangб: Mamba

Мандинга: Mamba

Гаитянское Воду: Nago Changу, Ruб Degondй, Sobo, Guedй

Доминиканское Воду: Changу, Guedй Nibу, Jinyo Alane, Aguй Taroyo, Candelу

Шанго: Abakuso, Guroon, Saya

Кандомбле: Xangф

Сарабанда

Сарабанда – владыка металлов и войны. Главный Мпунгу Пало Брийумба и Пало Кимбиса. Когда разгневан, Сарабанда может причинить все типы несчастий и неудач. Он также способен обеспечить работой (занятостью) и защитой. Женщины во время менструации не должны находиться около его Нганга. Его цвета в Кимбиса – зеленый и черный, животные – петухи, козлы и собаки.

В Пало Монте (Линии Дона Деметрио), его плоды –африканский ямс и зеленый банан, растение – имбирь, числа 3 и 7.

Имена в Пало: Pungo Dibudi, Viento Malo, Cabo Guerra, Tiй Tiй Budibъ, Nkuyo Watariamba, Dibudi o Dibuti, Pungo Dibudi, Lufo-Kuyio, Lupokuyo, Zarabanda, Salabanda, Sarabanda (в Кимбиса и Брийумба), Chibiriki

Close