Отличительные черты

Богослужебно-обрядовые особенности

Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:

* не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

* богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

* нет традиционных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

* не используются акафисты (за исключением «Акафиста Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

* не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

* не допускается стояние на коленях.

* сохраняются начальные и исходные поклоны.

* поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

* Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

* Крестный ход и прочие действия в храме совершаются по солнцу (по часовой стрелке)

* одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, сарафанах и т. п.

* более широко используются погласицы в церковном чтении.

Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Имя Исус

В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Iсус было заменено на заимствование из греческого написания Iисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания.

Трисоставный восьмиконечный крест

Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.

Двуперстие

В ходе реформ патриарха Никона подверглось изменению сложение пальцев (перстосложение) при совершении крестного знамения: мирянину при крестообразном осенении себя или кого-либо предписывалось складывать три пальца «щепотью», в иерейском же благословляющем жесте используется т. н. «именословное перстосложение», в котором пальцы знаменуют собой буквы имени Христа — IС ХС.

Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства. Многими авторами — например, Василием Великим оно относится напрямую к апостольскому преданию, однако письменных источников о начальной форме перстосложения, вероятно, не существует.

В поддержку нововведённого по греческим образцам того времени жеста приводились ссылки на сочинения об именословном перстосложении Навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.). По его имени подобное перстосложение в старообрядческой среде презрительно именуется «малаксой».

Во многих послераскольных источниках, близких Русской Православной церкви, приводится теория, по которой первичной формой перстосложения было одноперстие, которое впоследствии заменилось двуперстием и, наконец, окончательно утвердившимся троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии, в . ч. и относимые преданием к апостольским временам. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».

Агнец

(слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществлёнными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

Сугубая аллилуия
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное): «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев, никониан), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы подчёркивают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку, с их точки зрения, слова «слава Тебе, Боже» являются переводом на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа.

Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

1. «обычный» — поклон до персей или до пупа;
2. «средний» — в пояс;
3. малый земной поклон — «метание»;
4. великий земной поклон.

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, вжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.

Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о приклонении головы до самого подручника.

Богослужебное пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных основу хоров составляют женщины.

Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

Быт, культура, фольклор
У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.

Иноверные

Старообрядцы (осознающие и называющие себя православными христианами) всегда очень строго подходили к общению с иноверными. Так, в общении с иноверными-нехристианами в прежние времена рекомендовалось не общаться даже в еде и питье. В настоящее время при общении с мусульманами, буддистами, иудеями, индуистами, маздеистами (зороастрийцами) и т. д. старообрядцы, как правило, не касаются вопросов вероучения, поддерживая иногда культурно-дипломатические контакты. Диалога (организованного) с другими религиями старообрядцы не ведут, рассматривая судьбу иноверцев как не принадлежащую своей компетенции, но приветствуя их обращение в православную веру. В отношении к атеистам не существует никаких формальных запретов на общение.

Еретики

Еретиками на церковном языке называются последователи тех христианских течений, учение которых расходится с православным. Так старообрядцы рассматривают абсолютное большинство существующих христианских деноминаций как отходящие в той или иной степени от чистоты православной веры. Римо-католицизм считается (в согласии с древнерусскими и византийскими взглядами, которые старообрядцы не пересматривали) «латинской ересью» (при этом разумеются учения о двойном исхождении Св. Духа, учение о Непорочном зачатии, учение о т. н. Чистилище, учение о юрисдикции Римского понтифика и о сверхдолжных заслугах святых). Протестантизм различных деноминаций в целом называется «люторской ересью» (разумеются учение об оправдании «только верой», запрет поклонения Кресту, учение о только символическом, а не реальном преложении на Евхаристии, учение о не сакраментальном характере священства и т. д.).

Признавая себя носителями неповреждённого православия, старообрядцы рассматривали новообрядцев как погрешающих против истинной веры (то есть еретиков). Однако в определении «степени еретичности» новообрядствующей Греко-российской Церкви (с 1943 г. — РПЦ МП) различные старообрядные согласия имели разногласия. Большинство старообрядцев считают новообрядцев еретиками «второго чина». При присоединении к Старообрядческой Церкви от них требуется отречение от «ереси никонианства». В отношении новообрядцев практики чиноприёма могут отличаться — как в сторону большего ригоризма (приём через Крещение), так и в сторону более мягкого отношения (приём через покаяние в раздорной деятельности). Некоторые старообрядческие согласия (например, РПСЦ) довольно активно контактируют с представителями новообрядных Церквей, прежде всего с РПЦ МП, однако эти контакты не касаются, как правило, догматических и духовных вопросов, относясь к сфере культурной или имущественной.

В межстарообрядческих отношения в целом дело обстоит так: старообрядцы-поповцы признают безпоповцев, хотя и культурно близкими, но еретичествующими (разумеется учение о «духовном Антихристе», упразднении священства, Евхаристии и брака). Старообрядцы-безпоповцы признают поповцев еретиками вследствие принятия «незаконного священства» от греческой или российской новообрядной Церкви, то есть фактически вследствие неприятия поповцами указанных выше учений о «духовном Антихристе» и т. д. Практика чиноприёма одних староверов другими зависит от конкретного согласия и определяется решениями церковных соборов. Между старообрядческими согласиями ведётся диалог с целью сближения позиций.

Экуменизм

Экуменизм у старообрядцев считается несоместимым с православной верой и категорически отвергается. В некоторых согласиях при присоединении требуется специально отрицаться «экуменической ереси».

Под «экуменизмом» старообрядцы обыкновенно разумеют:
а. учение о том, что различные христианские согласия, толки и «церкви», отличающиеся вероучением, образуют единую «супер-церковь», и (как следствие) что никакая деноминация не обладает абсолютной церковной полнотой.
б. общение в молитве и иногда — в основном у староверов-безпоповцев — в быту, пище, при котором общающиеся стороны подразумевают некоторое догматическое единство.

К экуменизму не должны относиться контакты с иноверцами с целью выяснения истины, оправдания от клеветы или опровержения лжеучения. Критерием наличия/отсутствия экуменизма для староверов являются совместные молитвы и ритуальные действия, предполагающие признание иерархического или просто «церковного» достоинства еретиков.

Close