Мусульманские праздники

15.jpg

Джакарта – столица Индонезии, крупнейшей мусульманской страны мира.

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.

В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.

Если светский праздник – это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник – это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

В исламе праздники называются по-арабски – на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д.

Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем – «Хиджрой» и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат.

Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца – ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню. Поэтому, например, 27-й день месяца Рамадан начинается с заходом Солнца 30 октября и захватывает 31 октября, до следующего захода Солнца.

Календарь мусульманских праздников и памятных дат на 1426 г. Хиджры (2005-2006 гг.)

Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума (араб. – день собрания) – пятница, именующаяся лучшим днем недели.

Джума – праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев – суббота. В большинстве мусульманских стран пятница – официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день – воскресенье.

В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).

В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».

Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.

Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.

Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (болезнь и т. п.) особенно запрещено.

Немного о мусульманском лунном календаре – Хиджре.

Слово “Хиджрат” в переводе с арабского языка чаще всего употребляется как “уходить из одного места в другое”, т.е. переселяться. Следовательно, “Хиджрат” – переселение. Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммада. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь, так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:

Месяцы (нечетные – 30 дней, четные – 29):

* 1. Muharram – Мухаррам – “запретный, священный”. В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
* 2. Safar – Сафар – “желтый”. Это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
* 3. Rabi Al-Awal (Rabi” I) – Раби-уль-авваль – первый Раби. Хотя в современном арабском “раби” означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
* 4. Rabi Al-Akher (Rabi” II) – Раби-уль-ахир – второй Раби.
* 5. Jumada Al-Awal (Jumada I) – Джумад-уль-авваль – слово “джумада” происходит от глагола “застывать, замерзать”. Это был зимний месяц .
* 6. Jumada Al-Akher (Jumada II) – Джумад-уль-ахир – вторая джумада.
* 7. Rajab – Раджаб – “воздержаться от насилия”. Раджаб – месяц воздержания от походов и военных действий.
* 8. Sha”ban – Шаабан – от глагола “разделяться”. В этот месяц племена отправлялись в походы.
* 9. Ramadan – Рамадан(по-персидски) или Рамазан(по-тюркски) – от глагола “быть раскаленным”. В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
* 10. Shawwal – Шавваль – от глагола “сниматься с места”. Шавваль – месяц кочевий.
* 11. Zul-Qa”dah – Зуль-Каада название происходит от глагола “сидеть, находится на месте”. Зуль-Каада – месяц стоянок.
* 12. Zul-Hijjah – Зуль-Хиджжа – от глагола “совершать паломничество”

Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти – это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, т.е. 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.

Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных – по 355 дней.

Цикл состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.

Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой а солнечный – високосный.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время – на зимние.

Лунный мусульманский календарь (Хиджра) на начало XXI века.

Каждый месяц начинается с новолуния, под которым в исламе подразумевается не самое близкое расположение Солнца и Луны, а появление молодого месяца после новолуния. То есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.

В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.
Новый год по Хиджре

1-й день месяца Мухаррам. (9-10 февраля)
Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. 1-е муххарама не включено в число праздников ислама и соответственно в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. — отправной точке мусульманского лунного календаря.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Это один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам – месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Богу. В одном из изречений Мухаммада говорится ” Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан “. В другом изречении говорится: “Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов.

Немного о посте в исламе. Ас-саум (от араб. сама — поститься; перс. — рузе; тюрк. — ураза) — пост, одно из основных обязательных предписаний ислама. Ас-саум заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых сношений и т. п., то есть всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию. Пост начинается с момента, когда «белую нить можно отличить от черной». Но это выражение нельзя понимать буквально, подразумевается время, когда белую полоску на горизонте можно отличить от черной, то есть за некоторое время до восхода солнца.

От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо временным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь и др.), кто не может отвечать за свои поступки (психически больные), а также престарелые люди по их желанию, маленькие дети, беременные и кормящие грудью женщины и все те, кому пост может принести вред. Таким образом, ас-саум учитывает и медицинские показания к абсолютному голоданию. К посту не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты — преступники, не отбывшие наказание, осквернившиеся, не прошедшие очищения, и т. д. Можно сказать, что возможность соблюдения поста — это честь для мусульманина.

Нарушившие пост случайно должны возместить потерянные дни, а умышленно нарушившие должны, кроме возмещения этих дней, принести покаяние и совершить искупительные действия. Запрещается поститься в дни двух великих праздников, порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

День Ашура

10-й день месяца Мухаррам. (18-19 февраля)

День Ашура. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека – Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. На день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис; пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса, и его последователи спаслись от преследования фараона и т.д.).

Также в этот день внук пророка Мухаммада, аль-Хусейн ибн Али (626 – 680 гг.) пал смертью шахида (борца за Веру).

Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9-10-го, 10-11-го или 9-11-го числа месяца).

Пост в день Ашура был принят Мухаммадом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов. У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения убитого в 680 г. имама ал-Хусайна — внука пророка Мухаммеда. После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца мухаррам приобрела другое значение. Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня мухаррама.

В Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии день Ашура является традиционным народным праздником, пост необязателен.

Маулид ан-Наби

12-й день месяца Раби-уль-авваль (20-21 апреля)
Маулид ан-Наби (араб. — время рождения). День рождения Пророка отмечается 12-го числа месяца раби уль-авваль. Рождение Мухаммада стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода Ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммада неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в Исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней.

Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммада, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.

В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми. Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке.

Наступление месяца Раджаб

Месяц Раджаб – благословенный месяц. (5-6 августа)
Седьмой месяц календаря. В этом месяце отмечаются дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты, совершается Умра (малый Хадж).

Раджаб является первым из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан и Рамазан). Мухаммад говорил: «Превосходство месяца Раджаб перед другими месяцами такое же, как превосходство пророков перед остальными людьми, превосходство Шаа6ана перед другими месяцами такое же, как мое превосходство перед другими пророками. А превосходство Рамазана – такое же, как превосходство Аллаха перед Его творениями». В этих месяцах вознаграждение за добрые деяния, за богослужение Всевышний увеличивает многократно и прощаются грехи искренне раскаявшимся. В месяце Раджаб впервые Джабраил явился Мухаммаду.

Особенно ценными являются первая ночь и первый день, 15-я ночь и день, 27-я ночь и день Раджаба. Эти ночи желательно провести в бдении и богослужении, а дни – в посте.

Первый день месяца Раджаб (5-6 августа) является важной датой в мусульманском религиозном календаре. По преданию «благословенной ночью 1-го Раджаба Амина дочь Вахба понесла в своем чреве благословенного Мухаммада, последнего Божьего Пророка».

Ляйлят-уль-Рагаиб

1-я пятница месяца Раджаб (11-12 августа)
Ляйлят-уль-Рагаиб – Ночь Рагаиб. День бракосочетания родителей пророка Мухаммада, Абдуллаха и Амины.

Ляйлят-уль-Исра уаль-Ми’радж

27-й день месяца Раджаб (31 августа-1 сентября)
Ляйлят-уль-Исра уаль-Ми’радж. Этот день посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада.

Согласно преданию, Мухаммад, уснув возле мекканской мечети, чудесным молниеносным способом при помощи Архангела Джабраила на крылатом коне Бураке совершил путешествие в Иерусалим, а затем, оставив там Бурака, в сопровождении Джабраила прошел семь небес. На первом сам Адам открыл ему “небесные ворота”, на втором – встретились ему пророки Яхья и Иса, на третьем – Иосиф, на четвертом – Идрис, на пятом – Харун (Аарон), на шестом Муса, на седьмом же небе восседал праотец – патриарх всех пророков Ибрахим….

Затем Мухаммад был допущен к небесному престолу Аллаха, который, по преданию, беседовал с ним, сказав 99 тысяч слов. Вернувшись в Мекку, Мухаммад поведал людям, что этой ночью ему было ниспослано Откровение об исполнении важного предписания Ислама – пятикратного намаза.

Путешествие и вознесение пророка происходило и телом, и душой. Пост в Миградж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.

Наступление месяца Шаабан

Месяц Шаабан – благословенный месяц. (5-6 сентября)

Восьмой месяц мусульманского календаря. В этом месяце на втором году Хиджры было ниспослано повеление о соблюдении поста в месяце Рамадан.

Месяц Шаабан – второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в исламе. Считается, что за все хорошие деяния, совершаемые в этот месяц, воздаяние увеличивается в 70 раз, и мольбы, обращенные к Аллаху, поднимаются к небесам без всяких препятствий. В священный месяц Шаабан мусульманин должен особенно много стараться совершить богоугодных дел.

Большое значение в этой связи уделяется соблюдению поста в Шаабан. Желательно поститься хотя бы три дня в начале месяца Шаабан, три дня в середине (13, 14, 15) и три дня в конце. «Тому, кто в месяц Шаабан будет поститься три дня, Всемогущий Аллах выделит место в Раю».

*
Свадебное аг-во Все для тебя!
Организация свадеб, торжеств, розыгрышей, признаний в любви.
vdt.com.ua – Одесса
*
Твой магический мир
Заговоры, талисманы, гадания, тайна имени, нумерология и непознанное.
wmj.ru
*
Центр “Звезда Изиды”
Школа парапсихологии. Самосовершенствование, раскрытие способностей.
zvezdaizidy.ru
Наступление месяца Рамадан

Месяц Рамадан – благословенный месяц поста (4-5 октября)

По мусульманской традиции лучший месяц в году, 9-й месяц года, отмеченный Всевышним особым высоким предназначением. На месяц рамадан приходится несколько важных дат истории ислама: день рождения Хусейна – внука пророка Мухаммада (6 рамадан), день смерти Хадиджи – жены Мухаммада (10 рамадан), день битвы при Бадре (17 рамадан), день вступления Мухаммада в Мекку (21 рамадан), день смерти Али, а также имама Али ар-Рида (21 рамадан), день рождения Али (22 рамадан).

Дневное время в рамадан должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям. По радио и телевидению идут специальные передачи, транслируются религиозные песнопения, читаются отрывки из Корана. Все это усиливает религиозный настрой. В мусульманских государствах в рамадан значительно снижается деловая и производственная активность. Во многих странах в период рамадана рабочий день начинается позже обычного. Сокращается программа занятий в школах.

В связи с мусульманским лунным календарем рамадан каждый год смещается. Тяжелее всего месячный пост переносится в летнюю жару, когда повышается потребность организма в жидкости и люди страдают от жажды. Но и зимой в рамадан снижается работоспособность и производительность труда.

Откровенное нарушение поста без дозволенных причин — дело исключительное. Это вызов обществу. Более того, христиане и лица других религий — местные жители той или иной мусульманской страны — стараются не есть и не пить на людях в дни рамадана, чтобы не вызывать раздражения у своих соотечественников.

Жизнь без еды и питья в течение месяца — нелегкое испытание, которое отражается на работоспособности, а подчас — и на здоровье человека. Возможный обильный вечерний прием пищи после дневного голодания вреден для организма и не проходит бесследно для всех людей. Помимо перегрузки органов пищеварения, такое питание может нарушать обмен веществ и провоцировать обострение некоторых хронических заболеваний, особенно пищеварительного тракта и сердечно-сосудистой системы. Таким образом, важна разумная умеренность в приеме пищи после дневного голодания, к чему призывает верующих и мусульманское духовенство.

В вечерние часы рамадана нет ритуальных блюд. Выбор кушаний зависит от национальных традиций в питании и семейного достатка. Однако в некоторых странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. К примеру, в Марокко в рамадан принято готовить хариру — суп из чечевицы с бараниной, помидорами, луком, петрушкой, шафраном и перцем. Хариру едят с финиками или медовым пирогом. Такое сочетание кажется странным, но особенностью марокканской кухни является непривычное для нас смешение сладкого и соленого в сочетании с разными пряностями. Так, традиционное марокканское блюдо — кускус — делают из вареной крупно дробленной пшеницы. На слой кускуса кладут тушеное с пряными овощами и пряностями мясо, которое покрывают оставшейся частью кускуса. Все это посыпают корицей и подают на стол вместе с сахарной пудрой и некипяченым молоком. Завершает еду сладкий зеленый чай с мятой. Такая вечерняя трапеза в рамадан характерна для состоятельных марокканцев.

А у состоятельных мусульман Индонезии после дневного поста в рамадан самым популярным блюдом является наси горенг (жареный рис): рис отваривают и смешивают с предварительно прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком, чесноком и все вместе жарят на кокосовом масле с добавлением красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса.

Фатху Мекка

21-й Рамадан (24-25 октября)

Фатху Мекка. День принятия Ислама жителями Мекки на 8-м году Хиджры. Главный храм, Священная Кааба, был очищен от идолов, и многие мекканцы в тот день стали мусульманами.

Ляйлят-уль-Кадр

27-й Рамадан (30-31 октября)
Ляйлят-уль-Кадр, – Ночь Предопределения (араб. “ночь силы”, “ночь могущества”).

Мусульмане особенно торжественно отмечают три последние ночи поста в месяц рамадан. Наиболее почитаемая — это ночь на 27-е число рамадана. Согласно исламу, этой благословенной ночью в разные времена были ниспосланы четыре последние Священные Книги: Псалтырь (Забур) – Давиду (Дауду), Тора (Таурат) – Моисею (Мусе), Евангелие (Инджиль) – Иисусу (Исе), Коран – Мухаммаду.

Каждый год в эту ночь Аллах сообщает ангелам о том, что произойдет со всеми созданными в течение следующего года (отсюда название ночи – “Ночь Предопределения”). Эта ночь особенна еще и тем, что мусульманин, совершивший поклонение Богу этой ночью, будет вознагражден Господом как за тысячу месяцев служения ему. Эта и две другие ночи, предшествующие празднику разговенья (Ид ал-фитр, или Ураза-байрам) после окончания поста, называют ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Аллаху с просьбой о милости.

Мусульманские предания о создании мира гласят, что Аллах прежде всего сотворил книгу (“китаб”) и тростниковую палочку для письма (“калям”), и записал все, что будет происходить с каждым из живущих. Не случайно мусульмане обозначают судьбу словом “мактуб” – дословно “запись”, “предначертание”. Однако есть в году ночь, когда можно упросить Аллаха переписать “твою” страницу в книге, ночь, когда “ангелы и Дух Святой нисходят с неба с Божьего соизволения, чтобы вершить все повеления Его”. Она-то и получила название “ночи предопределений”.

Лайлат ал-кадр в большинстве мусульманских стран празднует весь народ. Веселые и нарядные толпы людей до утра гуляют по улицам и площадям, особенно около почитаемых мечетей. Поперек улиц и на фасадах домов развешивают гирлянды цветных лампочек, все ночи открыты рестораны, харчевни и кафе, идет бойкая торговля разными сластями, фруктами, безалкогольными напитками.

Ид-уль-Фитр

1-й Шавваль (3-4 ноября)

Ид-уль-Фитр – Праздник разговения после поста Рамадана (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам). Второй по значению праздник Ислама.

Празднуется 3-4 дня. Из арабского названия праздника следует, что правоверный обязан внести представителю мусульманской общины «фитр» — подношение, состоящее из денег или пищевых продуктов, а подчас и того и другого. Все это должно идти в пользу малоимущих людей.

По установкам ислама, верующий должен также отчитаться за прошедший пост и начать отбывать наказание за его нарушения. Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза. В эти дни посещают родственников и друзей, обмениваются подарками. Обязательна раздача милостыни беднякам и сиротам в размере 2 кг. зерна или их стоимости за каждого человека в семье.

Традиционно считается необходимым посетить могилы прямых предков и родственников. Люди, в основном женщины, много времени проводят на кладбищах. В арабских странах на кладбище нищим раздают главным образом хлеб, зеленые и черные оливки. Принявшие подаяние обычно произносят: «Пусть падет на него милость Аллаха», имея в виду похороненного на кладбище. Принесенные зерна пшеницы, ячменя или проса насыпают на могилы, предназначая их для голубей и других птиц. Птицы считаются посланцами рая, они доставляют радость покойнику и скрашивают его одиночество.

Месяц Шавваль 10-й месяц года, в котором рекомендован 6-дневный пост (кроме как в день Праздника разговения). В изречении Мухаммада, сказано: “Кто соблюдал в Шаввале 6 дней поста, тот будто бы всю жизнь постился”.

Наступление месяца Зуль-Хиджжа

Месяц Зуль-Хиджжа благословенный месяц, (31 декабря-1 января)

Время Хаджа (паломничества), последний, 12-й месяц мусульманского календаря.

Хадж, то есть паломничество в Мекку (Саудовская Аравия) – пятый и последний из основных актов поклонения, предписываемых Исламом. Обязательный один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его. Кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя “заместителя” (вакил ал – хадж).

Хадж представляет собой форму поклонения, в которой принимает участие все существо мусульманина – его тело, разум, душа. Он тратит свое время, состояние, временно жертвует всеми привычными удобствами и своим положением, чтобы на какое-то время стать паломником на службе Бога. Хадж совершается в первые дни лунного месяца Зуль-Хиджа и достигает кульминации девятого числа этого месяца. Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. Паломники прибывают в Мекку к 7 зуль-хиджжа и проходят очистительный обряд принятия ихрама.

Ирхам – особое состояние, войдя в которое, верующий совершает большое (хадж) и малое (умра) паломничество. Добравшись до определенных традицией мест, паломник выполняет ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей. В состоянии ритуальной чистоты (тахара) паломник надевает специальное одеяние, также называемое ихрам, состоящее из двух кусков белой материи; один оборачивают вокруг бедер, другой набрасывают на плечи. Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии.

В это время запрещено заниматься торговлей, вступать в половые сношения, проливать кровь, стричься, бриться, умащаться благовониями. Нарушение этих запретов делает паломничество недействительным. Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания пряди волос. Внутренний смысл ихрама заключается во временном отказе от дел “этой жизни” ради предстояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в День воскресения. В обряде принятия ихрама нашла отражение идея всеобщего равенства мусульман независимо от их имущественного и социального положения в обществе. В состоянии ихрама паломники совершают обряд малого паломничества – умра.

Умра – малое паломничество, которое совершается в любое время года. Предпочтительны месяцы Рамадан, раджаб или зул-хиджжа (когда умра совершается совместно с хаджем). После принятия ихрама паломник входит на территорию мекканской мечети ал-Масджид ал-Харам, обходит Каабу (таваф), молится, пьет воду из источника Зам-зам и семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. В исламе совершение самостоятельной умры считается актом личного благочестия и в отличие от хаджа необязательно.

Таваф (“обход”, “хождение вокруг”) – хождение вокруг Каабы. Согласно традиции, основные правила тавафа были изложены пророком Мухаммадом во время “прощального хаджа” в 632 г. Таваф является необходимым элементом малого паломничества – умра, дважды совершается во время хаджа: при вступлении в Мекку и при окончании обрядов хаджа.

Для того, чтобы совершить таваф, паломник должен войти в ал-Масджид ал-Харам с правой ноги через “Ворота мира” (Баб ас-салам). Подойдя к “черному камню”, вделанному в северо-восточный угол Каабы, он целует его или касается рукой, а затем подносит ее к губам. После поклонения “черному камню” начинается семикратный обход Каабы. Идти нужно близко от стены по часовой стрелке. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом или пробежать трусцой, остальные круги совершаются шагом. Таваф может сочетаться с молитвой (салат), рекомендуется вполголоса давать советы тем, кто не знает всех правил тавафа. После окончания семикратного обхода Каабы необходимо подойти к месту у входа в нее, прижаться к нему телом, поднять правую руку в сторону входа и произнести славословие Аллаху, Пророку, просить милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва в два раката. Женщинам рекомендуется совершать таваф отдельно от мужчин, по внешнему, а не по внутреннему кругу Каабы.

Сай – бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва, один из элементов умры и хаджа. Сай выполняется после тавафа. В мусульманской традиции существует несколько версий происхождения Сай. Согласно одной из них, названные холмы были местом отдыха Адама и Хаввы (Евы), в память о чем и совершается сай. Согласно другой версии, сай совершал Ибрахим, выполняя обряд поклонения Аллаху. На его пути вставал Иблис, и Ибрахим был вынужден бежать. Наибольшее распространение получила версия о страданиях Хаджар (Агарь) и ее сына Исмаила. Пытаясь спасти погибавшего от жажды Исмаила, Хаджар семь раз пробежала между ас-Сафа и ал-Марва в поисках воды. Сай считается важным элементом паломничества, а его выполнение необходимым. Однако невыполнение Сай не делает паломничество недействительным. Достаточно лишь принести искупительную жертву.

Последовательность выполнения обрядов хаджа такова. 7 зул-хиджжа паломники слушают хутбу и молятся в Каабе. Хутба – речь, проповедь, выступление хатиба. О хутбе говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах. Хутба была регламентирована в специальных разделах законоведческих трудов как часть богослужения по пятницам, в дни двух главных мусульманских праздников (курбан-байрам и ураза-байрам) и по особым поводам (затмение, засуха и т. п.). Совершив таваф, паломник выходит из ал-Масджид ал-Харам, ступая с левой ноги, поднимается на холм ас-Сафа, оборачивается лицом к Каабе, обращается к Аллаху с мольбой о милости и с просьбой защитить от несчастий. Затем спускается до столба, установленного у подножия холма, от которого бежит до другого столба ал-Марва, после чего поднимается на этот холм. Там он оборачивается к Каабе, произносит молитву и возвращается на ас-Сафа. Сай выполняется семь раз. Если паломник совершает малое паломничество (умра), то после Сай он выходит из состояния ихрама. Если же после умры совершается хадж, то паломник остается в состоянии ихрама до окончания хаджа.

Те, кто решил совершить умру и хадж раздельно, выходят из ихрама, обрезав прядь волос. Они возобновляют ихрам непосредственно перед хаджем. Те же, кто решил объединить умру и хадж, остаются в ихраме до окончания хаджа.

На следующий день, 8 зуль-хиджжа они запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к долине Арафат. Часть паломников проводит ночь с 8 на 9 зул-хиджжа в долине Мина, часть же располагается непосредственно в долине Арафат. В полдень 9 зул-хиджжа начинается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат. Паломники слушают хутбу, молятся.

Стояние продолжается до захода солнца. Затем паломники бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы. 10 зуль-хиджжа после утренней молитвы паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов, символизирующий Иблиса, преградившего путь Мухаммаду. За этим обрядом следует жертвоприношение животных, купленных тут же у торговцев и бедуинов.

10 зуль-хиджжа считается важнейшим мусульманским праздником и отмечается во всем мусульманском мире. Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. Те, кто совершил хадж без предварительного обряда умры, после тавафа выполняют Сай. С 11 по 13 зуль-хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина, где бросают камешки теперь уже во все три столба, занимаются собственными делами. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.

Close