Католические праздники

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, – сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря – церковным праздникам, дням памяти святых.

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах – Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников – Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.

Литургический год начинается с Адвента, периода предрождественского Поста (от лат. adventus – пришествие). Он отсчитывается от 4-го воскресенья перед Рождеством. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния. Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это день св. Варвары – покровительницы ремесленников (4 декабря); 6 декабря день св. Николая известен своим “детским” акцентом – дети ждут подарков, по традиции “приносимых” святым…

8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников – Праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1954 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

Рождество – один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днём.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый св. Франциску из Ассизи. В католических храмах с XIII в. устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные – бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

Рождество – семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. По сле появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная коромная пища – мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина и т.д. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки. Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в IV в. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на всё “Рождественское двенадцатидневье”. В этом цикле выделяются отдельные дни – 28 декабря – “память Невинных Младенцев” – день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря – день св. Сильвестра, 1 января – день Нового года. Этот день посвящён Деве Марии. В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают днем Богоявления (Эпифании), или “трех королей” – 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции – волхвов) – Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются св. Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу- Царю – золото, Христу- Богу – ладан, Христу- человеку – мирро. 17 января день св. Антония – покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в день св. Блаза – патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля день св. Агаты отмечался церковным богослужением. Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название её произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время св. Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верущим, произнося слова «Из праха вышел и в прах возвратишься» В период Поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

Close