Католические праздники (продолжение. часть 3)

Преображение имеет глубокий символический смысл – христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека, в Преображении Христа показано то новое, благодатное состояние, которое мир обретет с Воскресением Христа. Традиция этого праздника тянется с IV века н. э., когда Святая Елена, мать царя Константина Великого, построила храм на горе Фавор в честь Господнего Преображения. С этого времени праздник торжественно отмечается Восточной Церковью под названием Преображение Господне. В католической церкви этот праздник введен с XV века.

Первоначально Преображение отмечали в феврале, однако это было не слишком удобно – праздник часто выпадал на время Великого Поста, а столь радостное событие как Преображение не сочеталось с духом поста и покаяния. Тогда праздник был перенесен на 6 августа. Причина такого переноса в том, что согласно христианскому вероучению преображение произошло за 40 дней до смерти Христа, а 14 сентября (на 40 дней позже 6 августа) отмечается Воздвижение Честного Креста – в память Христовых страданий и смерти.

Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 по 13 августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).

Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии

Праздник посвящается воспоминанию кончины Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и в IV веке уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день византийским императором Маврикием над персами.

На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «koimesis» – «погружение в сон» (церк.-слав. – Успение). На Западе закрепилось латинское название «assumptio» – «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Ранние христианские памятники содержат различные, и зачастую противоречивые сведения о том где, как долго и как жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа. Также не точны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы а ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Как повествует предание, в день кончины Девы Марии все апостолы были чудесным образом перенесены на облаках из разных стран земли в Иерусалим. Сам Иисус Христос с ангелами и святыми явился встретить душу Своей Матери. Согласно желанию Богоматери ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но тела Девы Марии в гробнице уже не было. Согласно христианскому вероучению, после своей кончины Дева Мария была телесно вознесена на небеса, как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом.

Праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 по 14 августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно – в Иерусалиме, в Гефсимании).

В этот день существует традиция приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

День Всех Святых

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших – День Всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

Праздник имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самбэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим – сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника – Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.

Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) – таково было его искаженное староанглийское название, так что “Хэллоуин” – это не более чем “Канун Оллхолуиса”. При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества уже с самого ее начала. Оно входит органичной составляющей в верования как первобытного, так и современного человека. Проявления его разнообразны. С одной стороны это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны боязнь их мести.

Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. День поминовения усопших основан на догмате католицизма о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших. День поминовения усопших был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998. Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился.

В это день католики отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи.

Католическое Рождество

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово – один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 в. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво – сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника воспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные – бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования – хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге – “рождественское полено”. Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. В дни празднования Рождества установился обычай преломлять “рождественский хлеб” – особые пресные облатки, освещаемые в храмах во время Адвента – и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Close