Католические праздники (продолжение. часть 2)

Праздник Крещения Господня или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата – 6 января.

У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку – мирра. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) – Каспара, Мельхиора и Валтасара. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с “рождественским поленом”. По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: “К+М+В”. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры – “эпифанские огни”, освещающие “путь волхвов”.

6 января в католических странах это также начало Карнавала (средневековое лат. carnevale – мясо – прощай). Карнавальный период охватывает время от Богоявления до среды на первой неделе великого поста. Хотя обыкновенно карнавалом называли последние 7-10 дней перед чистой средой, сопровождающиеся процессиями, гуляньями. Это языческое по сути действо, знаменующее праздник проводов зимы и встречи весны, не связано с христианской религией содержанием, однако сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем. Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции). Церковь долгое время вела борьбу и пыталась вводить запреты на буйный характер Карнавала, однако ей пришлось смирится с его существованием, ограничения коснулись лишь временных рамок.
День Святой Агаты

Святая Агата (235-251 гг.) происходила из одного знаменитого катанского рода на о. Сицилия. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда Квициан, как и прочие кандидаты в женихи, получил отказ Агаты, он возненавидел ее. Квициан, выполняя распоряжения императора, возглавил волну гонений на сицилианских христиан. Одной из первых была арестована Агата.

Агата не желающая отрекаться от своей веры, не вынесла многочисленных пыток и погибла в тюрьме (по другим сведениям была заживо сожжена). Это произошло 5 февраля 251 года.

Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в г. Катане, где тело святой покоится до сегодняшнего дня.

Через год после смерти Агаты на город обрушился вулкан Этна. Верующие возносили многочисленные молитвы своей покровительнице Агате, и лава обошла город стороной.

По древней традиции в день святой Агаты освящается хлеб, соль и вода, благодаря которым место, где они находятся, охраняется от пожаров и ударов молнии. Святая Агата — это небесная защитница от огня. Верующие часто бросают в огонь освященные в ее день хлеб и соль, чтобы охранить свои жилища от бушующего огня.

Начиная с этого церковного праздника в самый разгар католического Карнавала, вводятся некоторые ограничения в пище, верующие готовятся к Посту.

Благовещение

Праздник, отмечаемый католиками 25 марта, а православными 7 апреля по новому стилю, установлен в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать “благословенной между женами”.

Праздник Благовещения является одним из древнейших в христианстве. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник Отцы Церкви 3-4 веков: Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.

Благовещение выпадает либо на дни Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). В зависимости от этого праздник каждый раз имеет особую литургию. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства.

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название – «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

День святых апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Этот праздник сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах.

Петр (первоначальное имя Симон) занимался рыбной ловлей и был призван Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем. Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение (и особенно слова о «ключах от Царства Небесного») указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия – в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, – должны быть переданы его преемникам. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью.

В Католической Церкви согласно положению Петра как «главы апостолов» и преемника Христа, существует учение о примате Римского Папы как единого главы церкви.

Павел (до крещения Савл), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его воззрения сыгрыли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии.

Павел родился в малоазийском г. Тарс в фарисейской семье. Ревнитель еврейского закона, Савл жестоко преследовал христиан, считая, что это вредное еретическое учение. Испытав чудесное видение на пути в Дамаск, Савл принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников. Павел почитается церковью как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 г. н.э.) в Риме. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра.

Преображение Господне

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа. Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус, направляясь в Иерусалим вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, остановился на ночлег на горе Фавор. Уставшие апостолы уснули, а Иисус продолжал молитву. Во время молитвы и произошло его преображение – лик засиял как солнце, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Пророки вещали Христу о том, что его ждет в Иерусалиме. От разговора проснулись трое апостолов и увидели своего учителя в ярком свете. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте”.

Ученики испугались всех этих неожиданных чудес и упали ниц. Тогда Христос подошел к апостолам, тронул каждого за плечо и сказал, что они могут вставать и не бояться. Когда ученики подняли глаза, они увидели Иисуса в Его прежнем облике, а облако и ветхозаветные пророки уже исчезли. Спускаясь с горы, Христос запретил рассказывать об этом событии до того, как Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Close