Катакомбная церковь

Подпольное воскресное собрание катакомбников-федоровцев

Катакомбная церковь — cобирательное название тех представителей российского православного духовенства и православных общин, которые в 20-е годы XX в. вышли из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняли нелегальное положение.

Среди основателей Катакомбной Церкви традиционно выделяют митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского). Вокруг них сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Так же «истинно-православные» часто называли себя «тихоновцами», по имени патриарха Тихона, не признавшего советской власти.

В 20-х — 50-х годах движение «истинно-православных христиан» носило очень широкий характер и насчитывало, по всей видимости, десятки тысяч людей. Социальную основу его составляли крестьяне-единоличники, отказавшиеся вступать в колхозы и как правило подвергавшиеся раскулачиванию и ссылке в Сибирь. Подавляющее большинство единоличников исповедывали взгляды «истинно-православных» и находились под влиянием катакомбного священства и проповедников. Общим во взглядах различных катакомбных групп было стремление их членов как можно меньше контактировать с советским обществом и государством. В связи с этим разные истинно-православные отказывались брать советские паспорта, официально устраиваться на работу, отдавать детей в школу, служить в армии, прикасаться к деньгам, разговаривать с официальными лицами («молчуны») и даже использовать общественный транспорт и электричество. Легко заметить, что этим (как и общими апокалиптическими настроениями) Катакомбная церковь очень напоминала раннее старообрядчество.

Священники, не признававшие Декларацию митрополита Сергия, репрессировались и не могли легально осуществлять церковные службы. В результате они проходили подпольно, в условиях строгой секретности. Преследования «истинно-православных» продолжались с разной интенсивностью все годы Советской власти — прежде всего в годы коллективизации, сталинизма, а зетем в 60-х годах, после хрущевского указа 1961 года о борьбе с тунеядством. По нему были сосланы и посажены тысячи «истинно-православных», отказывавшихся официально устраиваться на работу (и, как правило, работавших по договорам). Де-факто кампания по борьбе с тунеядством и была направлена прежде всего против разного рода раскольников (от старообрядцев до баптистов). В 1961—1962 годах были арестованы почти все активные члены катакомбных общин. На ссылке большинство «истинно-православных» продолжали отказываться от официального трудоустройства, что вело к суду и отправке в лагерь. Там отказ от работы как правило приводил к фактически бессрочному заключению в карцер — что привело к гибели множества людей. К началу 70-х годов большинство оставшихся в живых «истинно-православных» вышли на свободу — однако движение было обескровлено. (Та же судьба постигла многие радикальные раскольничьи толки — хлыстов, скопцов, бегунов и др.).

К 1990-м годам не осталось в живых ни одного катакомбного архиерея, чьё преемство восходило к епископату указанных общин и не подлежало бы сомнению. Сохранившиеся катакомбники либо примкнули к другим юрисдикциям, либо существуют на акефальном положении. Сегодня большая часть катакомбных общин не связана друг с другом и какими-либо зарегистрированными церквями, объединяясь лишь вокруг своих наставников. Общая численность катакомбных общин сейчас (2008 год), видимо, насчитывает несколько сотен (вряд ли больше 1000) человек.

В настоящее время к Катакомбной Церкви себя относят Российская православная автономная церковь, Истинно-православные христиане-федоровцы, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Автокефальная Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православная Катакомбная Церковь, Истинно-Православная Церковь (Московская митрополия), Российская Истинно-Православная Церковь (Московская архиепископия), Православная Российская Церковь (Истинно Православная Церковь), Православная Российская Церковь (Высшее церковное управление), Апостольская Православная Церковь и ряд других общин. Исторически большинство из них не являются катакомбниками, так как преемственно связаны либо с РПЦЗ, либо с различными группами, отколовшимися от Московского Патриархата. О своей подлинной катакомбности заявляет Русская Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан, однако факт её преемства от «андреевских» иерархов ставится под сомнение представителями практически всех остальных юрисдикций, а глава «неоандреевцев» Амвросий неоднократно обвинялся в самосвятстве и фальсификации документов своей общины.

Close