Караизм

Караизм (также караимизм, иногда называемый иудаизмом караимского толка) — предположительно религиозное течение в иудаизме, признаваемое ортодоксальными иудеями иудейской сектой, а представителями православной церкви — совершенно самостоятельной религией. Нужно отметить, что караимизм в работах М.С.Сарача и Ю.А.Полканова определяется как самостоятельное синкретическое религиозное течение, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет); Талмуд боговдохновенным писанием караимы не признают.

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришелся на VIII—XII века. Караимизм исповедывают в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма пришелся на VШ-ХII вв. Караизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. В VIII в. распространилось среди хазар. В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте и с главными Принципами – любви к Богу и ближнему. Неукоснительно следуют словам Пророка – “Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того”. В прошлом приверженцев учения называли Сынами Священного Писания.
Служители культа выводили термин “караим” от семитских слов того же корня, переводя его как “читающие”, “призывающие” либо “знатоки” Священного Писания. В другом объяснении название религии происходит от этнонима карай. Главный принцип учения – самостоятельное изучение Священного Писания, не полагаясь на мнение других.
Караимские храмы – кенаса – ориентированы алтарем на юг. В северной части здания – зарешеченный балкон для женщин с отдельным входом (до замужества женщины не посещали кенаса). Храм убран коврами. К нему примыкал дворик с виноградной беседкой. Перед молитвой совершают омовение. В храм входят без обуви. Молятся утром и вечером, стоя или преклонив колени. Словесному раскаянию предпочитают добрые дела, следуя мудрости “Путь на Небо начинается с Земли”.
В народе Бога называют именем древнетюркского божества – Тенгри. Иисуса Христа и Мухаммеда почитают великими Пророками. Основу литургии, как и у христиан, составляют псалмы Давида. Из Праздников, предписываемых Ветхим Заветом, особо почитают Хыджи тамбыларнын (Пасха) и Хыджи афталарнын (Пятидесятница, отмечается в воскресенье, соответствует Троице). Интересно, что Иисус Христос праздновал свою последнюю Пасху вечером с четверга на пятницу, что возможно лишь у караимов. Соблюдают посты. Пост в память усопших заканчивается днем курбан (жертва).
Духовный и светский глава Гахам и священники-газзаны выбирались. Гахам возглавлял Караимское Духовное Правление (г. Евпатория). В его ведении было около 40 общин России. В XIX – начале XX в. Крым являлся всемирным центром караизма, поставлял духовных пастырей за р убеж. В Евпатории находилось Александровское (названо в честь царя с его согласия) караимское духовное училище. Издавались Известия Духовного Правления.
В России религия караимов признана самостоятельной, близкой к раннему христианству. В паспортах писалось “вероисповедания караимского”.
Разрешалось давать христианские имена. Об отношении к караимам свидетельствует, например, то, что все побывавшие в Крыму цари и высшие патриархи православия присутствовали на богослужениях в кенаса, принимали хлеб-соль, бывали в караимских домах. Александр 1 в 1818 г. останавливался в Евпатории в доме Хаджи Аги Бабовича. Николай II с семьей посещал в 1916 г. дом С. Дувана. Гахамы были вхожи в царскую семью и имели право благословлять наследника на родном тюркском языке, положив ему руку на голову.
До революции в России было 20 кенаса, из них 11 в Крыму, где последний действующий храм закрыт в 1959 г. в Евпатории. Главные кенаса – в Джуфт-Кале и Евпатории – сейчас в катастрофическом состоянии. Сохранились здания кенаса в Киеве, Харькове, Симферополе, Севастополе, Бахчисарае, но используются не по назначению. На территории бывшего СССР кенаса действуют только в Литве (Вильнюс, Тракай).
Антропонимы
В именнике крымских караимов отражены национальная и религиозная традиции: древним тюркским именам сопутствуют принятые с вероучением имена персонажей Ветхого Завета. Известны также другие заимствования.
Фамилии караев в основном тюркского корня. Некоторые характерные имена: Мужские: Айни – трезвый, Альянак – краснощекий, Арслан – лев, Атчапар – наездник; Баба, Бабай – отец, Бабаджан – великодушный, Бабакай – уважаемый отец, Бузув – теленок, Бурче – непоседа, Бураш – скрученный; Ганукей – непреклонный; Караман – богатырь; Ламчери – сияющий; Огул – сын, Ойнак – игривый, Олу-Ата – большой отец; Садак – колчан; Парлак – блестящий; Танатар – утренняя заря, Томалак – полный, Тохтамыш – остановившийся; Ходжа – богач; Шомалак – говорун; Ялпачик – плоскенький.
Женские: Айбике – луноликая, Акбике – белая госпожа, Алтынапа – золотая женщина, Алтынкыз – золотце девочка, Ачкей – откровенная; Байхатун – властная, Беклав – затворница, Бийан – радость, Бийим – госпожа, Бийке – княжна, Биче – княгиня, Бубиш – улыбающаяся; Гулюш – улыбка; Джавахер – заботливая; Кайгана – глазастая, буквально яичница, Кызчык – девчоночка; Мамук – мягонькая, Меневе – фиалка, Менушек – выдумщица, Марьям – намерение; Оту – желчь; Севергелин – любимая, Султан – властительница, Сымыт – мука-крупчатка; Тотай – милая, Тотеке, Тотеш – тетушка, Тохтар – остановившаяся; Ханыке, Ханыш – ханша, Хатун – женщина; Чевия – соблазнительница; Шунук – веселая; Эльмаз – алмаз.
Общие: Сары – желтый (ая), зрелый (ая); Кумуш, Гумуш – серебро; Тансык – случайный (ая); Эмин – верный (ая).
На памятниках родового караимского кладбища тюркские имена фиксируются с первых веков нашей эры.
Характерно употребление общетюркских имен: Тохтамыш, Сары, Бубиш, Султан и др. Имя Алтын известно, например, у алтайцев, киргизов, кумыков, казахов, ногайцев, карачаевцев, гагаузов. Имена Арслан, Буки, Оту, Кумыш, Эмин – из числа наиболее древних.
Примером заимствования арабских и иранских являются имена: Масуд, Хаджи, Синан, Девлет, Саадет, Гулеф, Дуду. Национальные имена постепенно вытеснялись религиозными – Авраам (Ибрагим), Азария, Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Эзра, Эстер, Сима и др.
Ребенка долго не оставляли без имени, чтобы уберечь от злого духа, и еще до официального наречения родители давали младенцу имя или ласковое прозвище: Апи – паинька, Бахши – подарок, Имшакчи – мягонький, Эвегель – приди домой, Эмчи – сосунок и др. Злого духа пытались отпугнуть неблагозвучными именами типа Сонук – увядшая, Бузур – порченный, Йаманды – имя его плохо. Домашнее имя применяли в быту, а нареченное газзаном – как официальное. В документах часто сосуществовали оба имени: Яков-Бабакай, Сарра-Хатун и др.
Двойственность, выражавшаяся в наличии национального и религиозного имен, известна также у алтайцев, гагаузов и других народов.
В XX в. возросла роль христианских имен. В России официально разрешалось давать их лицам караимского вероисповедания.
Лучше сохранились и дошли до нашего времени национальные женские имена: Аджикей – жалеющая, Алтын – золото, Айтола – луноподобная, Бийкенеш – советница князя, Симит – удача, Мильке – владычица; и мужские – Бабакай, Бабаджан и др.
Издавна фиксировалась родоплеменная принадлежность, например, Кырксой – из рода кырков. Нередко также передавались из поколения в поколение семейные прозвища и места обитания предков; в дальнейшем они стали играть роль фамилий. Фамилии появились позже имен.
Национальные фамилии лучше всего сохранились в Крыму. Их примеры: Указывают на профессию: Арабаджи – возница, Ава – охотник, Койчу – пастух, Пенерджди – сыровар, Сарач – шорник, Балджи – пчеловод, Экмекчи – пекарь, Чомак – чумак. Производные от имен: Айтолу, Бабаджан, Бабай, Бабакай, Ефет, Пампу, Сары, Танатар, Огул. От прозвищ: Балакай – пустомеля, Бебеш – гуляка, Джигит – удалец, Камбур – горбатый, Карт – старый, Каракаш – чернобровый, Чубар – рябой, Эринчек – ленивый. По месту: Кефели, Крым, Мангуби, Харсун, Стамболи, Калев, Киркор, Чабак, Чавке. От должности, чина: Ага, Мурза, Паша, Чауш, Челеби. Связаны с религией: Габай – староста, Шамаш – служитель храма. От тотемов: Борю – волк, Микей – кобчик, Бота – верблюжонок, Бодене – перепелка, Домбай – молодой буйвол, Кыргый – ястреб. От родоплеменных названий: Алан, Аваз, Баккал, Будун, Болек, Карга, Кара, Кырк, Комен, Кумук, Калмук, Найман, Черкес, Узун, Чуюн, Халлач, Эль.
Реликты прежних верований
Ценную информацию о мировоззрении и прежнем укладе жизни содержат дошедшие до нашего времени отголоски язычества. Даже Бога караи называют именем древнетюркского небесного божества – Тенгри.
Вопреки библейской заповеди “Не сотвори себе кумира и всякого подобия…”, солнце, луну и звезды изображают на круглых зубчатых, подобных солнцу, толстых пасхальных лепешках. В прошлом на праздники надевали маски животных.
В памяти народа остались мифические божества добра и зла: Улуг-Ата – Великий Отец и Каргал-Ата – Отец-Проклинатель. С первым связывали все хорошее, а с Каргал-Ата – всевозможные бедствия. Матери еще недавно пугали им непослушных детей.
Имя доброго божества носит древний народный календарь “Улуг-Ата Санавы” – “Счет Великого Отца”. Прежние верования отражены в названии среды – канкун – день жертвоприношения, или кровавый.
В домах караев на почетном месте на деревянном гвозде “чуй” вешали бубен. С его помощью на рассвете изгоняли злых духов. Деревянному гвоздю придавали магическое значение. Детскую люльку крепили только деревянными гвоздями. Большое значение имеет символика цвета: белый – спутник радостных, а черный – печальных событий.
В погребальном обряде используют черный войлок или шкуру. Их хранили для подобных нужд в кенаса.
До наших дней дошел культ священных дубов. В конце прошлого века в засуху в Джуфт-Кале можно было видеть процессию, которая направлялась из кенаса на родовое кладбище. Впереди газзан нес свитки Ветхого Завета. У священных дубов молили о ниспослании дождя. Показательно название кладбища – Балта Тиймэз – Топор не дотронется. Поныне живо суеверие, что Тенгри исполнит загаданное у священных дубов сокровенное желание.

Возникновение караизма

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легенд[источник?] утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами ( См. Еврейские малые секты ). Главным аргумента в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.
Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем диссидентского религиозного движения, основным содержанием которого было отрицание Талмуда. Сторонники Анана следовали провозглашенному принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от евреев (называемых ими «талмудистами» или «раввинистами») по целому ряду религиозных практик и традиций: в праздновании праздника Шаббат они понимали стих книги Шмот (35:3) как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте. Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут. Так же изменения в проведении обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключении брака, в устройстве синагог и литургической обрядности. Так началось, собственно говоря, прото-караимское движение — дело в том, что ученики Анана ещё не называли себя караимами, используя термин «ананиты», то есть «последователи Анана».

Термин «караимы» появляется несколько позднее, в IX веке, в работах уже собственно «караимского» теолога Биньямина (Вениамина) бен Моше Наавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся в IX—X веках под общим названием «караимы». Даже само название «караим» («чтецы» или «читающие»; «караим» — это множественная форма от древнееврейского «карай») отражает основную характеристику данного движения — почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (то есть Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Существуют также два других, менее распространённых, но, тем не менее, важных древнееврейских термина для понимания сути караимского движения: бней-микра.

Период Х-XI веков, называющийся часто «золотым веком» в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением караимизма далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в Иерусалиме и Рамле), Египте (Каир), Испания (тамошняя община вскоре была изгнана кастильским правительством в результате спровоцированного раввинистами конфликта), Кавказ и Византия. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля — именно ранние караимы, объединившиеся в группу «Авелей Цион» («скорбящие по Сиону»), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании (на иврите «галут») начать переселяться в землю обетованную. Успех миссионерской деятельности караимского движения в Х-XI веках был несомненен. Более того, именно в полемике с соперниками-караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во многом сформировалась средневековая еврейская цивилизация в той форме, в какой она нам известна на сегодняшний день.

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. На эту тему появилось особенно много работ, связывающих караимов с самыми различными народами, к примеру, с хазарами, гуннами, кыпчаками или древними израильтянами.

Close