III династия Ура

После победы над кутиями гегемония в Южной Месопотамии сосредоточилась в руках урукского правителя Утухенгаля. Видимо у него осложнились взаимоотношения с бывшими соратниками по борьбе с захватчиками, наиболее сильным из которых был энси Ура Ур-Намму. Лагашский энси Наммахани попытался ввязаться в междоусобицу, но обе стороны припомнили ему процветание Лагаша при кутиях. Неизвестно чем бы закончилось противостояние Ура и Урука, если бы в 2104 г. до н.э. Утухенгаль неожиданно не погиб в результате несчастного случая. Сразу после освобождения шумерские правители много внимания уделяли восстановлению ирригационной системы, сильно запущенной в предыдущие годы. Урукский царь осматривал строительство плотины на новом канале, когда внезапно под ним обрушилась глыба земли и Утухенгаль утонул. Столь счасливая для Ур-Намму развязка отдала власть в Шумере в его руки. В короткие сроки правитель Ура заложил прочные основы нового бюракратического государства, просуществовавшего около ста лет. Урнамму направил “стопы свои от Нижнего к Верхнему морю”, объединил под своей властью Урук, Лагаш, Умму, Ниппур в единое царство Шумера и Аккада.

Самое большое количество документов, около трети всех существующих клинописных табличек, дошло до нас от времени правления сына Ур-Намму Шульги (2093-2046 г.до н.э.). Почти все надписи и тексты были составлены на шумерском языке, но в разговорной речи он постепенно вытеснялся аккадским. Можно предположить, что многие шумерские правители издавали законы, но лишь отдельные из них дошли до наших дней, в том числе и свод законов Шульги. Ранее его приписывали его отцу Ур-Намму, но последние данные опровергли это ошибочное мнение.
Скорее всего этот кодекс был традиционно выбит на каменной стеле, подобной стеле с законами Хаммураппи. Однако на сегодня мы располагаем лишь плохо сохранившейся глиняной табличкой, составленной на несколько веков позже Шульги. Она содержит пролог, в котором рассказывается, что после сотворения мира Ан и Энлиль назначили Нанну покровителем Ура. Много лет спустя, в качестве земного представителя для управления Шумером, был избран отец Шульги Ур-Намму. “Властью Нанны, царя города” он предал смерти правителя Лагаша Наммахани и восстановил прежние границы государства Ур. Из текста законов удовлетворительно удалось восстановить лишь пять параграфов. В одном говорится, что обвиняемого в колдовстве подвергают испытанию водой. Другой регулирует возвращение раба его настоящему хозяину. Остальные три закона связаны со штрафами в серебре за нанесение человеку увечья.

На сегодяшний день от правителей III династии Ура больше не найдено никаких правовых сводов, но от этого периода сохранилось более 300 судебных записей – дитилла . Они свидетельствуют о том, что цари уделяли большое внимание правовому регулированию в стране.

Царская власть в эпоху III династии Ура была неограниченной, община утратила всякое политическое влияние, хотя с ее правом собственности на землю еще приходилось считаться. Вся территория, объединяющая Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии, а также Элам и земли за Тигром, была разделена на округа во главе с царскими наместниками, следившими за деятельностью энси. Все храмовые и государственные хозяйства были слиты в единую систему, контролируемую из Ура. Все работники, называемые гурушами – “молодцами”, были сведены в отряды, а ремесленники собраны по большим мастерским. Работали они без свободных дней за стандартный паек. Учет был чрезвычайно строгим, все выплаты фиксировались в документах, вплоть до мелочей.Система контроля была перекрестная, чиновники дублировали друг друга. Например, поле делилось на полосы вдоль и поперек и один человек контролировал работу по продольным полосам, а другой по поперечным. В конце года все документы сводились в годовые отчеты по отрядам, городам и областям. Такая организация требовала огромного бюрократического аппарата, который и составлял основную социальную опору династии. Общинники, разоренные во время правления кутиев, с удовольствием шли на чиновничьи должности, где содержание было раз и навсегда установленным и не зависило от урожая или от удачи. Положение землевладельцев не пробившихся в административный аппарат мало чем отличалось от положения рабов.

Религия также была централизована. Во главе пантеона находился ниппурский бог Энлиль, вторым по значению стал бог Луны Нанна (акк. Суэн) из Ура. Особое внимание оказывалось и богу Эриду – Энки. Этим династия как бы подчеркивала свое шумерское происхождение, храмы семитского севера жаловались на непочтительное отношение к их богам. Было создано учение о том, что люди сотворены богами для того чтобы возложить на них бремя труда. Шульги ввел по всей стране единую систему мер и весов, обозначение лет по одним и тем же событиям и календарь, согласовывавший лунный год с солнечным путем добавления вставных месяцев в 36-летнем цикле. Шульги принял титул ” царя четырех стран света” и при жизни объявил себя богом. Также поступали и все его преемники. Армия была реорганизована, введены отряды лучников, но военных экспедиций совершалось немного, в основном в предгорья Загроса против лулубеев и в Аншан против эламитов. В эламской области Мархаши дочь Шульги была возведена на престол. Известно также несколько походов в Сирию, есть данные, что Библ находился в сфере влияния III династии Ура. В это время получают распространения бронзовые орудия труда, пришедшие на смену медным.

Шульги оставил своему сыну Бар-Суэну (2045-2037 г. до н.э.) (еще одно известное прочтение его имени Амар-Суэн) крепкое централизаванное государство. Однако эта хорошо отлаженная система начинала подтачиваться изнутри все более углубляющимся социальным расслоением общества, а на историческом горизонте уже показались внешние враги. Все чаще из Сирийской пустыни стали совершаться набеги западносемитских скотоводческих племен амореев. В поисках новых пастбищ они беспокоили северо-западные границы царства.

После смери Барсуэна власть перешла к его младшему брату Шу-Суэну (2036-2028 г.до н.э.). При нем уже явственно ощущалось ослабление государства – участились внутренние восстания, оживились эламиты, а постоянные нападения амореев заставили царя взяться за строительство линии оборонительных укреплений – “стены аморитов”. Около 2030 г. до н.э. царский наместник в Эшнунне Итурия перестал подчиняться Шу-Суэну, а его сын Ильшуилия провозгласил себя независимым царем. Где-то в это же время от власти Ура освободился Элам, положив начало династии Симаши. К концу правления Шу-Суэна аморейские пастухи, оставив попытки прорваться через “стену аморитов”, пересекли Верхнюю Месопотамию, переправились через Тигр и начали вторгаться в Шумер с востока.
Во время правления последнего царя III династии Ура Ибби-Суэна (2027-2003 г. до н.э.) ситуация обострилась до предела. В стране царил общий экономический упадок, голод, нищета и болезни. Основное свое внимание Ибби-Суэн направил на военные действия в Эламе, который к этому моменту смог захватить Аван и Сузы, и недооценил опасность исходящую от амореев. Пока царь с войском находился в Эламе, кочевники гнали свой скот на шумерские поля, окружали и грабили города. Не получая никакой помощи, местные энси стали выходить из-под контроля Ура. Гуруши разбегались из отрядов и грабили государственное добро наравне с амореями. Ибби-Суэну удалось отбить у эламитов Сузы и даже взять в плен эламского царя Энпилуххана, но от царства Шумера и Аккада отпадают последовательно Лагаш, Умма, Ниппур, в Ларсе вождь племени Амнанум Напланум основывает свою династию. В Уре начинается голод, так как из половины округов перестало поступать подовольствие.

В сложившихся обстоятельствах царь посылает своего чиновника Ишби-Эрру в западные районы страны с поручением закупить хлеб для государственных хозяйств. Ишбиэрра удачно выполнил задание и свез все продукты в небольшое местечко Иссин, близ Ниппура. Затем он потребовал у Ибби-Суэна лодки для доставки груза, но получил отказ. Видя полный паралич центральной власти и не желая упустить благоприятный момент, Ишби-Эрра объявил себя царем, положив начало I династии Иссина (2017-1985 г.до н.э.). После этого он захватил Ниппур, где хранились богатства Шульги, и многие энси, еще подчинявшиеся Уру, предпочли иссинского царя. Ибби-Суэн еще несколько лет продержался в жестоко голодавшей столице некогда могущественного государства. В 2003 г. до н.э. амореи пропустили через занятые ими земли войско эламского царя Хутран-Темпти (2005-1985 г.до н.э.), который захватил Ур, превратив его в груду камней. Ибби-Суэн в цепях был уведен в Аншан. Несколько лет эламиты держали в разоренном Уре свой гарнизон, но потом ушли. Могущественное царство III династии Ура распалось на несколько мелких государств, наиболее сильным из которых оказался Иссин во главе с Ишби-Эррой.

На этом собственно история Шумера заканчивается и начинается история Вавилонии. Правда, основные шумерские традиции и устои сохраняются еще около 200 лет, до прихода к власти Хаммураппи.

В конце имеет смысл сказать несколько слов о бытовой стороне жизни шумеров.
Шумерские города, за исключением центрального района, расположенного возле храма, представляли собой малопривлекательное зрелище. По словам Вулли, раскопавшего Ур, жилые кварталы застраивались без всякой системы, улицы были немощенные, узкие, перекрытые навесами с рядами торговых палаток.

Дома строились из кирпича-сырца, в основном одноэтажные – несколько комнат вокруг открытого дворика. Зажиточные семьи имели двухэтажные дома. На первом этаже помещалась кухня, туалет, комнаты для слуг, зал для приема гостей и домашний алтарь. На верхнем этаже располагались личные покои хозяев. Окон в домах не было. Полы и стены покрывались тростниковыми циновками или шерстяными коврами. Из мебели были распространены столы, кровати, а шкафы, видимо, не использовались. За трапезой вокруг стола сидели на стульях, бедняки довольствовались вязанками тростника. Домашняя посуда состояла из глинянных, каменных, медных и бронзовых сосудов.

В своих исследованиях Дьяконов подсчитал, что свободное население Лагаша составляло около 100 тыс. человек. Для Ура Вулли называет цифру в 360 тыс., но многие ученые склонны сокращать ее вдвое.

Основной мужской одеждой была набедренная повязка, напоминающая юбку с бахромой, и рубашка-туника без рукавов. Поверх нее через левое плечо перекидывалась большая шаль, также с бахромой, правая рука оставалась открытой. В жаркую погоду мужчина мог носить одну повязку или даже появляться обнаженным.. Нижнего белья шумеры не знали. Женщины никогда не выходили без длинной туники. Их юбка состояла из нескольких полотнищ, верхнее из которых сворачиволось жгутом на поясе. Мужчины были гладко выбриты, либо имели длинные бороды и длинные волосы, расчесанные на пробор. Из головных уборов всречаются круглые войлочные шапочки и колпаки.
В храм, по-видимому, входили босиком, но в ходу были сандалии и сапоги.
Широко распространены были ювелирные украшения. Женщины одевали большое количество разных по длине бус, которые изготавливались из сердолика, лазурита, топаза. Более дешевые бусы делались из цветного стекла, керамики, кости и раковин. И мужчины и женщины любили также серебрянные или бронзовые подвески, браслеты, ножные обручи.

Вместо мыла использовали мылящиеся растения, золу и песок. Знали умащивания и благовония. Женщины подводили глаза темно-зеленым сурьмяным порошком. Пища употреблялась довольно простая. Ячменные и пшеничные лепешки, молочные продукты, финики, рыба, пиво и по праздникам мясо.Наиболее распрастраненным злаком был ячмень. Культивировали также просо и пшеницу, но на местных почвах, склонных к засоливанию, они росли плохо.Из овощей разводили лук, чеснок, чечевицу, репу, горчицу, черемшу и разные сорта огурцов. Большое значение имела финиковая пальма, плоды которой употреблялись в сыром и сушеном виде. Из нее делали сладости, варили пиво. В садоводстве применялось искусственное оплодотворение женских пальмовых деревьев.Из домашних животных для перевозки грузов использовали в основном ослов, для пахотных работ применяли волов. Разводили также коров, овец, коз. Овечью и козью шерсть не стригли, а выщипывали. Благосклонно шумеры относились и к свинине, существовали целые стада свиней.

Шумерские кузнецы работали почти со всеми известными на то время металлами – золотом, серебром, оловом, свинцом,медью и бронзой. Медь применялась еще с начала III тыс. до н.э., а бронза получила широкое распространение при III династии Ура. Знали литье, чеканку, отжиг. В качестве топлива в плавильных печах использовался тростник или, что было значительно дороже, дерево. Для увеличения температуры в горне применяли ручные меха.Ювелиры знали технику филиграни и зерни. Могли соединять кусочки металлов при помощи штифтов, клепки и пайки.

Шумеры испытывали острую нехватку деловой древесины. Местные сорта деревьев, такие как пальма и тамариск, были малопригодны. Поэтому суда, повозки, колесницы изготавливали из привозной древесины. По этой же причине плотникам часто приходилось переделывать старую мебель.
Очень важным было текстильное ремесло. Ткацкие станки использовали горизонтальные и вертикальные. Для одежды в основном применялись шерстяные ткани. Выращивали также лен, но льняное полотно шло на изготовление жреческого облачения.

Доставку грузов и товаров по стране производили при помощи вьючных ослов, реже использовали повозки с впряженными волами. Широкое распространение получило судоходство. На специальных верфях шумеры строили большие деревянные суда для морских путешествий. Однако для речных перевозок чаще применялись лодки в виде корзины, плетенные из тростника и покрытые смолой (битумом). Они были подобны тем, что по сей день используются в Ираке и наываются гуффа.

Шумерская школа известна как эдубба , что буквально означает “дом глинянных табличек”. Ее основной задачей было обучение писцов, хотя в последствие эдубба превратилась в ценр культуры и образования. Очевидно там создавались литературные тексты, гимны богам, изучалась математика, география, ботаника, зоология и, возможно, медицина. Из астрономических текстов до нас дошел лишь список из 25 звезд. Либо наблюдения за небесными телами практически не велись, либо они просто не сохранились. Хотя астрология по косвенным данным пользовалась популярностью. Например, в литературном произведении “Сон Гудеа” богиня Нидаба по звездам предсказывает строительство храма Энинна.

Шумерская система счисления была не строго шестиричной, использовался также коэффициент 10. Из математических операций знали сложение, умножение, возведение в квадрат и куб, извлечение корня, дроби. Найдены таблицы для рассчета площадей земельных наделов, подсчета количества кирпичей, необходимых для строительства.

Шумеры делили год на два сезона: эмеш – лето которое начиналось в феврале-марте и энтен – зима, начинающаяся в сентябре-октябре. Новый год – замгук – праздновался в апреле-мае и, например, в Лагаше считался днем священного бракосочетания Нингирсу и Бабы. Месяцы были лунными по 29-30 дней. Названия их часто связывались с сельско-хозяйственными работами и в разных городах были разными. Чтобы соотнести лунный и солнечный год, через определенные промежутки времени вводились добавочные месяца. Сутки начинались с заката и длились двенадцать двойных часов. Время измеряли клепсидрой (водяными часами), возможно, использовали также солнечные часы
Из музыкальных инструментов найдены арфы, лиры, барабаны и тамбурины, тростниковые или глиняные дудочки.

Close