Хасидизм

Хасидизм — религиозно-мистическое течение в иудаизме.

Возникновение хасидизма

Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.

Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.

Термины хасидизма

Хасид — последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют древнееврейское «хасидим». Исторически термин «хасид» применялся в отношении различных течений и практик в иудаизме в течение всей истории (хасидим II в. н. э., Хасидей ашкеназим в XVI в. и т. д.), однако сегодня так называют прежде всего последователей хасидизма.

Учение

Согласно учению хасидов, Бог по своей природе добрый, а не карающий. Человек является центром творения. Бешт учил, что про?стэ ид (буквально простой еврей, на идиш ид еврей часто является синонимом слова «человек») любезней Богу, чем тысяча толковников. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью.

Вероучение хасидов основано на талмудических и кабалистических толкованиях Торы с большим количеством мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придает большое значение молитве как средству медитации и общения с Богом.

Другой фундаментальный принцип хасидизма — всеобщее божественное присутствие в мире, он базируется на каббалистических идеях о том, что Бог рассеял искры творения среди всего сущего. Впрочем, в разных версиях хасидизма учение об искрах толкуется по-разному.

Еще один важный принцип — двэку?т, сопричастность человека и божественного, выраженная в догматах о постоянном божественном наблюдении за делами каждого отдельного человека. Частью такого учения является тезис о том, что не только божественная воля определяет дела человеческие, но и человеческая воля влияет на божественное действие.

Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или рeбе, должность и титул которого передаются по наследству.

Хасидизм исповедует принцип, что цадик является посредником между Богом и верующими. С самого начала хасидизм не был однородным движением и состоял из различных групп, объединявшихся вокруг лидера («цадика», адмора или ребе), часто конкурировавших и враждовавших между собой «дворов» и династий.

История

Несмотря на сопротивление раввинов, хасидизм быстро распространился по Украине, Галиции, проник в Закарпатье, Венгрию, Бессарабию, Румынию и часть Польши, а также захватил некоторые общины в Белоруссии. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному лидеру и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время во времена Бешта хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом. Духовный наследник Бешта Дов Бер из Межерича ненадолго сплотил движение.

Цадикизм

Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (букв. праведник) или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку, чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики. Такая практика приводила к частым расколам. Примеров таких расколов множество. Из последних — разгоревшаяся сразу после смерти Сатмарского рабби Мойше Тейтельбойма битва между его сыновьями р. Арном и р. Залмэном в Бруклине.

Молитва и пути служения

Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, резкими телодвижениями. Хасидские молитвы сопровождаются мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.

По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) сефардов с изменениями, которые внёс каббалист XVII века рабби Ицхак Лурия (Аризал). В то же время молитвы читают на иврите и арамейском языках с ашкеназийским произношением. Сами хасиды не признают названия «иврит» и всё относят к одному еврейскому языку, которым у них считается идиш.

Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, — почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), осoбенно для утренней молитвы.

Есть и другие хасидские особенности молитвы, в которых критики видят нарушения законов Галахи. Вместе с тем элементы хасидских молитвенных обрядов широко входят в практику реформистского и реконструктивистского иудаизма.

Хасидские обычаи

Хасиды придерживаются строгих обычаев во всех сферах жизни. Строго соблюдают кашрут, полагаясь лишь на лицензию от своих собственных раввинов.

Рассказывают, как попал праведный хасид в рай. Пригласили его за райский стол, подали райские блюда, а хасид спрашивает ангелов:
— А кто утвердил кошерность всех этих продуктов?
— Как кто? Сам Господь, Благословенно Имя его.
— Ну…, — замялся хасид, — тогда я, пожалуй, съем только салат.

В некоторых хасидских общинах воздерживаются даже разговаривать о женщинах, которые напоминают о том, что «ниже пояса».

Микве (Ритуальный бассейн)

Мужчины-хасиды обмываются в микве (ритуальный бассейн) перед религиозными праздниками (особенно перед Судным днем) а также после непроизвольного семяизвержения, для очищения от скверны. У многих хасидов принято ежедневное ритуальное омовение перед утренней молитвой.

Ношение цицит

Хасиды носят специальный вид белья — талескотн на идише или талит катан на иврите — четырёхугольную накидку с вырезом для головы и длинными кистями на концах в исполнение завета носить кисти из Книги Левит.

Close