Фольклор. Занятия. Быт. Кухня

Фольклор
Фольклор караев – важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории.
Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая.
Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников – мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания… Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным реликвиям.
Народная мудрость играла не меньшую роль, чем предписания религии, служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки, эти “слова отцов”. Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.
“Слова отцов” гласят, что обычаи и справедливость – половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями. Характерные примеры:
Чужбина – глина, а Родина – золото.
Дающий богу угоден.
Пусть твое слово соответствует пожертвованной сумме.
Мало дают от души, много – от достатка.
Бог даст – молись, но домой не принесет – трудись.
Как жемчуг и лал слова мудреца, лишь боль причинит слово глупца.
Со львом будь львом, с ягненком – ягненком, но с ослом не будь ослом.
Ты хан, я хан, и некому дать сена коням.
Превозносящий себя до небес упадет на землю.
Зад голый, а на голове пучок васильков.
Коня запряжет и дурак, а умный ветер запряг.
Твоя душа – душа, а моя баклажан, что ли?
В прошлом бытовала любопытная игра. Ее участники обменивались по очереди пословицами и поговорками. Пропустивший очередь выбывал из игры. Словесные баталии продолжались заполночь. Победитель пользовался почетом и уважением.
Часто состязались в импровизации песен. Успех имели песенки типа частушек – чины и более пространные йыры. Эти песни быстро и создавались, и забывались. Передавались поколениями более сложные и дольше живущие песни жанра тюркю, включая обрядовые, и героические песни – дэстаны. Из древнейших песен сохранилась колыбельная о звере бутахаморе, близкая по сюжету к известной на Алтае.
Интересен народный календарь. Названия суйунч-ай – радостный месяц (февраль-март), эйнэкун – день большой чистоты (пятница) и йухкун – святой день (воскресенье) так же звучали у половцев. Слово йухкун близко к названиям карачаевцев и балкарцев, а название канкун – день крови (среда) – у чувашей и башкир.

Занятия. Быт.
Древние профессии караев: садоводство, виноградарство, скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля.
Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Осенью возвращались в постоянные поселения, занимались ремеслами. В фамилиях отражены профессии: чабан, охотник, ловец диких зверей, садовод, пчеловод, молочник, бузник, пекарь, сыровар, возчик, знаменосец, чумак, слесарь, шорник, чеканщик монеты, кожевник, вышивальщик по коже, бондарь, дровосек, привратник, носильщик, глашатай, учитель и др.
Караимов причисляли к лучшим садоводам. Сады и виноградники располагались в долинах Альмы, Качи, Салгира, Карасу. Бытовала поговорка: “Потрудился – сад встречает, поленился – одичает”. Некогда славились сады С. Крыма, А. Бабовича, Прика. Их владельцы получали награды всероссийских выставок.
Большой известностью пользовались кожевенники.
Особое пристрастие караи испытывали к лошадям. Отсюда поговорки: “Хорошая лошадь – караиму сила”, “Без коня, как без рук” и др. На лошадях и волах отправлялись из Крыма чумаки-караимы к соплеменникам в Галицию и Литву. От слова “чомача” – путы, ярмо – происходит караимская фамилия Чомак.
В почете были военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии – тарханам. В Литве караи входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 г. служили 700 караимов, из них 500 офицеров.
Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов. Отличались патриархальностью и беспрекословным подчинением главе дома. Национальные особенности проявлялись в архитектуре домов, деталях обстановки, одежде, кухне. Характерны приверженность к черному цвету и низкие темные каракулевые шапки – караимки, как их называли в Крыму. Из предметов древнего быта – приспособление для вымешивания теста и обработки кож – талки, подобное известному с близким названием у карачаевцев и алтайцев. Караимские вышивки с геометрическим и растительным орнаментом и с характерным замкнутым ритмом находят ближайшую аналогию у киргизов.

Кухня.
Приверженность к национальной пище – наиболее стойкая и долго живущая особенность народа. Испытана временем и прошла через века караимская кухня.
Поныне в Крыму и Литве в почете знаменитые караимские пирожки. В прошлом на живописных базарах Крыма можно было полакомиться и белой халвой с орехами, поесть хамур-долму – миниатюрные ушки размером с ноготь, насладиться тающими во рту слоеными пирожками с медом и орехами – балы-бадэм.
В прошлом повседневной пищей были баранина, катык (кислое молоко) и тесто в разных видах. Традиции приготовления ряда мясных блюд восходят к кочевому быту: сырую баранью ногу привязывали к седлу, на солнце и ветру мясо вялилось, превращаясь в какач. Бараньи ножки и язычки вялили на воздухе в тени. Куру-эт получали воздушной сушкой пластов вареного мяса козленка. Характерна также пача – сваренные с приправой мелко нарубленные бараньи ножки; ченгэчик – сваренная и высушенная баранья челюсть с языком; кой-башчик – вареная баранья голова. По древней традиции караимы подавали ее сначала почетному гостю и главе рода, как и крымские татары, киргизы, средневековые монголы.
Готовили также жареное мясо (кавурма), колбасу из сырой баранины со специями – суджук (в прошлом дозревала под седлом), сырое мясо запекали и жарили в тесте (кувэты, янтык, чыр-чыр). С мясом готовили овощи (силькмэ, мусака), соусы из яблок, айвы, сливы, фасоли, пловы, супы. Пирожки делали с мясом, сыром, вишней, сливой, шелковицей… Готовили в основном на бараньем жиру и топленом сливочном масле. Сладости делали на меду.
Основной приправой к мясу и другим блюдам служил катык. Бытовала поговорка: “Лимон – лекарство для больного, катык – для каши”.
Любимые молочные блюда – караимский сыр – кашкавал и каймак – особо приготовленная пенка с молоком.
Назовем еще специфичные печеные утиные яйца с перцем, слоеную жениховскую катламу (лепешки), вяленую икру кефали, ступеч – блюдо из меда и жареной муки.
Сложность приготовления ряда блюд оправдывалась их отменным вкусом. Лучшие кулинарки пользовались известностью и уважением. Хозяйки стремились угостить побольше гостей. Считалось, что это приносит счастье.
Ряд ограничений в еде накладывала религия. Согласно предписаниям Ветхого Завета, не ели свинину, рыбу без чешуи и т. д.
К древним караимским блюдам относится хазарская халва – хазар катмагы.
Поныне употребляются и другие ритуальные блюда. На поминках подают черную горьковатую кара-халву (или олюм-алвасы), на сороковой день – сладковатую хазарскую халву утешения, а при выходе из траура и на праздники – белую сладкую ак-халву.
В сложившейся веками системе питания караев отражены древняя тюркская, интернациональная общекрымская и религиозная традиции.
Реликтовые национальные блюда караимов и традиции их употребления возвращают нас в хазарский и более древний периоды истории, служат наглядным примером материальной и духовной связи эпох и своеобразным мостиком из прошлого в настоящее.

Close